Межгрупповые отношения

Психология межгруппового взаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежность к определенным группам, ситуации межгруппового воздействия.

Межгрупповые отношения — совокупность психологических явлений, которые характеризуют многообразные связи, возникающие между социальными группами, способы взаимодействия групп.

Для межгрупповых представлений характерны высокая эмоциональность, ярко выраженная оценочная направленность, а поэтому они уязвимы с точки зрения их истинности и точности.

Внутригрупповой фаворитизм — стремление благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Очень часто он приводит к возникновению напряженности и враждебности.

Межгрупповая дискриминация — стремление установить различия между собственной группой и другими группами.

Считается, что причина возникновения фаворитизма и дискриминации кроется в факте осознания принадлежности к своей группе и проявления враждебности к чужой.

Межгрупповое взаимодействие рассматривают на основе механизмов социального восприятия:

1) социальной категоризации (отнесения единичного объекта, события к некоторому классу);

2) социальной идентификации (процесса отождествления индивида с группой);

3) социального сравнения (выявления мнений о сходстве и различии объектов, с помощью которых выявляются характеристики различных предметов и признаков). На основе этих механизмов складывается определенный стереотип — стандартизированный, устойчивый, эмоциональный образ, т.е. представление о своей и чужой группе. В социальном восприятии создание стереотипа играет важную роль. Он помогает быстро категоризировать воспринимаемую группу, но при наличии негативных характеристик способствует возникновению межгрупповой враждебности.

Социальное восприятие обладает следующими характеристиками:

1) целостностью;

2) унифицированностью;

3) динамизмом.

Первые две характеристики связаны с определением степени совпадения представлений членов данной группы о другой группе. Межгрупповые процессы обладают низкой степенью динамизма, потому что более устойчивы, чем, например, межличностные отношения. Это связано с тем, что субъектом отношений выступает группа и процесс формирования отношений очень длителен и сложен. Межгрупповые отношения могут возникать при непосредственном общении и взаимодействии различных групп, а также в виде безличных форм (например, обмен ценностями культуры).

Важную роль в межгрупповых отношениях играет совместная деятельность. Она приводит к снижению уровня внутригруппового фаворитизма, неадекватности межгруппового взаимодействия.


Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности. Возрастные особенности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с сохранным развитием
Игра – естественная потребность ребенка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создает бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического и психического развития. Подвижные игры с самого раннего возраста удовлетворяют естественную потребность растущего организма в разно ...

Количество и качество требований к ребенку в семье
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, не ...

Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)
Тест Голланда направлен прежде всего на исследование личностной направленности и склонности к выбору определенных групп профессий. Семиотика теста показана ниже: 1.Реалистический тип Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ло ...