Межгрупповые отношения
Психология межгруппового взаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежность к определенным группам, ситуации межгруппового воздействия.
Межгрупповые отношения — совокупность психологических явлений, которые характеризуют многообразные связи, возникающие между социальными группами, способы взаимодействия групп.
Для межгрупповых представлений характерны высокая эмоциональность, ярко выраженная оценочная направленность, а поэтому они уязвимы с точки зрения их истинности и точности.
Внутригрупповой фаворитизм — стремление благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Очень часто он приводит к возникновению напряженности и враждебности.
Межгрупповая дискриминация — стремление установить различия между собственной группой и другими группами.
Считается, что причина возникновения фаворитизма и дискриминации кроется в факте осознания принадлежности к своей группе и проявления враждебности к чужой.
Межгрупповое взаимодействие рассматривают на основе механизмов социального восприятия:
1) социальной категоризации (отнесения единичного объекта, события к некоторому классу);
2) социальной идентификации (процесса отождествления индивида с группой);
3) социального сравнения (выявления мнений о сходстве и различии объектов, с помощью которых выявляются характеристики различных предметов и признаков). На основе этих механизмов складывается определенный стереотип — стандартизированный, устойчивый, эмоциональный образ, т.е. представление о своей и чужой группе. В социальном восприятии создание стереотипа играет важную роль. Он помогает быстро категоризировать воспринимаемую группу, но при наличии негативных характеристик способствует возникновению межгрупповой враждебности.
Социальное восприятие обладает следующими характеристиками:
1) целостностью;
2) унифицированностью;
3) динамизмом.
Первые две характеристики связаны с определением степени совпадения представлений членов данной группы о другой группе. Межгрупповые процессы обладают низкой степенью динамизма, потому что более устойчивы, чем, например, межличностные отношения. Это связано с тем, что субъектом отношений выступает группа и процесс формирования отношений очень длителен и сложен. Межгрупповые отношения могут возникать при непосредственном общении и взаимодействии различных групп, а также в виде безличных форм (например, обмен ценностями культуры).
Важную роль в межгрупповых отношениях играет совместная деятельность. Она приводит к снижению уровня внутригруппового фаворитизма, неадекватности межгруппового взаимодействия.
Создание и проверка пунктов исправленной формы опросника
На основании подсчитанных показателей отобрали пригодные. Отбросили, прежде всего, те, что имеют корреляцию с итоговым баллом, близкую к 0. В таблице 4 представлены результаты частотного анализа встречаемости каждого из вариантов ответов. Как видно из неё, практически все пункты дискриминативны – только в 6 пунктах частота одного из вари ...
Констатирующий этап эксперимента
Исследования проводились в МДОУ ЦРР детском саду №311. Это единственное в г. Новосибирске ДОУ для детей с нарушением слуха. Детский сад работает по программе «Воспитание и обучение глухих дошкольников» для спец. дошкольного учреждения, утвержденная министерством образования. Функционирует: одна ясельная группа преддошкольного возраста и ...
Мотивация учебной деятельности.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотива ...