Другая психология » Психологические особенности судопроизводства » Психологические аспекты изучения материалов дела

Психологические аспекты изучения материалов дела

Изучение материалов дела - начальная часть судебного разбирательства, в которой осуществляется ознакомление участников процесса с материалами предварительного расследования и его заключением, письменными материалами и некоторыми вещественными доказательствам.

На этом этапе формируется процессуальная позиция судьи, прокурора, адвоката. Всестороннее знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику своей деятельности, сформировать систему стратегических вопросов на этапе судебного следствия и произнести яркую, убедительную, аргументированную речь в судебных прениях. www.edutarget.ru

"При изучении материалов дела активизируются аналитическая и критическая стороны психической деятельности участников судебного процесса. В частности, выясняется:

• соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам данного уголовного дела;

• учтена ли следователем вся совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде;

• на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты;

• какие доказательства могут получить новую интерпретацию;

• что может повлиять на решение суда"[3].

На данном этапе воссоздается вся обстановка исследуемого происшествия, принимается во внимание все то, что позволяет увидеть событие с иной точки зрения. Тщательно изучаются протоколы допросов обвиняемого, выясняется его отношение к предъявленному обвинению.

Всестороннему критическому анализу подвергаются действия следователя, уточняется их необходимость и процессуальная обоснованность, осуществляется логическое моделирование исследуемого события, проводятся мысленные эксперименты, выдвигаются контрверсии.

Определяя модель события, взаимосвязь его частей и этапов, судья переходит к планированию его рассмотрения в судебном заседании. Материалы дела разбиваются на крупные блоки, последовательные группы взаимосвязанных фактов. Последовательность рассмотрения событий в судебном заседании обеспечивает их адекватное восприятие участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Особое внимание уделяется источникам первостепенных фактов и внутренней их согласованности. Анализируется возможность их случайного совпадения, определяется круг лиц для вызова в судебное заседание, запрашиваются все необходимые новые документы. Решение вопросов, связанных с преданием суду, осуществляется коллегиально на распорядительном заседании суда.


Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста
Очевидно, что значение семейных отношений в развитии личности ребенка и его самосознания очень велико. Л.Я. Гозман и Э.В. Эткин в книге «Семейная педагогика» приводят интересные цитаты для родителей: «Ребенок – это часть природы, а над природой нельзя властвовать, с ней нужно мирно жить, познав закон ее развития. У ребенка всегда свой пу ...

Эмпирическое исследование проблемы влияния детско-родительских отношений на межличностные отношения старших дошкольников. Организация исследования
Изучение детско-родительских отношений в семье дает ключ к пониманию того, как воздействуя на эти отношения, можно влиять на межличностные отношения старших дошкольников к сверстникам. Гипотеза: предполагается, что есть связь между детско-родительскими отношениями в семьях и межличностными отношениями старших дошкольников; проведение спе ...

Коммуникативные потребности и мотивы
Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения явл ...