Другая психология » Потребности и мотивации деятельности человека » Самоуважение, самооценка и мотивация социального поведения

Самоуважение, самооценка и мотивация социального поведения

Самоуважение является эмоциональной компонентой Я-концепции, как целостного представления человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооцценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.).

Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

Социальным называют поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного воздействия на общество и на окружающих людей. Такое поведение регулируется особыми мотивами, которые называют мотивами социального поведения.

К видам социального поведения, управляемого соответствующими мотивами и потребностями, относят: поведение, направленное на достижение успехов или избежание неудач, поведение типа привязанности, агрессивность, стремление к власти, аффилиацию (стремление к людям и боязнь быть отвергнутым), помогающее поведение (helping behavior - англ.), поведение по типу А, поведение по типу В, альтруизм, беспомощное и девиантное поведение. Все разновидности социального поведения в зависимости от того, что они собой представляют, и какую пользу приносят людям, делятся на три основные группы: просоциальное, асоциальное и антисоциальное поведение.

Мотивы, как и само социальное поведение, могут быть позитивными и негативными. Позитивные - это такие мотивы социального поведения, которые стимулируют просоциальное поведение человека, направленное на оказание помощи и психологическое развитие других людей.

Мотивация социального поведения - это динамическая, ситуационно меняющаяся система факторов, которые в едином пространстве и времени действуют на социальное поведение человека, мотивируя его на совершение определенных дел и поступков. Кроме самого мотива такого поведения к мотивационным факторам можно также отнести ценность цели, вероятность ее достижения в сложившейся ситуации, оценку человеком своих способностей и возможностей, разделение в его сознании и точное определение того, что зависит от удачи (стечения обстоятельств) и от прилагаемых усилий. Мотивы и факторы мотивации социального поведения представляют собой единую систему, в которой они функционально связаны друг с другом как в плане влияния на социальное поведение, так и в динамике развития


Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического развития
На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных; среди них встречаются и такие животные, которые стоят еще на грани животного и растительного мира (жгутиковые), а с другой стороны, и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные. К наиболее типичным представителям рассматриваемой ...

Лечение абстинентного синдрома (похмелья).
Ставит целью снять в первую очередь физические страдания человека (сердцебиение, головную боль, повышенное давление, тошноту, бессонницу, тревогу и тяжесть на душе, дрожание рук, непреодолимую тягу опохмелиться ещё и ещё) находящегося в запое и предупредить развитие грозных осложнений (инфаркт инсульт, язвенное кровотечение, эпилепсия, б ...

Заключение.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учит ...