Другая психология » 394 Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста » Самооценка - как психологическая категория. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания

Самооценка - как психологическая категория. Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
Страница 1

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. [20, с.41]. заказ свадебных букетов москва недорого

Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к формированию неправильной самооценки, вследствие чего поведение личности становится неадекватным, – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д. Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека – восприятие, представление, решение интеллектуальных задач, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – преобразование путем воспитательного воздействия на личность.

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида [20, с.43].

Другое определение самооценки предлагает Н. Бранден в своей книге «Мощь самооценки». [5, с.39].

Самооценка – это:

1. Уверенность в своей способности думать и справляться с жизненными задачами.

2. Уверенность в своем праве быть счастливым, чувство достоинства, право на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий.

Самооценка по Н. Брандену складывается из двух взаимозависимых аспектов:

1. Самоэффективность (ощущение своей эффективности).

Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредствам которых я сужу, выбираю, решаю. Уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.

2. Самоуважение (ощущение личного достоинства). Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к личному праву жить и быть счастливым. Комфорт при умственном утверждении мыслей, желаний, потребностей. Чувство, что радость – неотъемлемое право человека. [5, с.41].

Проанализировав вышеизложенные точки зрения, можно сделать вывод, что самооценка есть возможность ощущать себя способным справиться с жизненными задачами и иметь право на счастье.

А.В. Петровский рассматривает самооценку, как ядро личности и, следовательно, именно она является важным регулятором ее поведения. «От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на развитие личности человека». [27, с.55].

В. Сатир дает другое определение самооценки: «самооценка – это компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе». [35, с.72].

В исследованиях, таким образом, обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой – соотношение самосознания и самооценки. Оба этих подхода к пониманию сущности самооценки не противоречат друг другу, а лишь вскрывают сложность и многозначность ее как психического феномена.

«Самосознание - это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается так же и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков. Самооценка – это тот компонент самосознания, который включает в себя и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка». [15, с.163].

Страницы: 1 2 3


Описание результатов эмпирического исследования.
На первом этапе эмпирического исследования мы провели диагностику по двум опросникам. Целью диагностики по первому опроснику «Шкала поведения на создание полезных социальных контактов» было определение показателей по которым, в том числе, можно диагностировать успешных менеджеров и характеристика группы испытуемых, основным критерием отб ...

Психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования
Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений в группе дошкольников и на развитие эмоциональных связей с семьей. Цели и задачи эмоционально-нравственного развития дошкольника, развитие его отношений со сверстниками могут быть реализованы в рамках подраздела программы «Пралеска» «Человек и общество», который в свою очередь со ...

Предвестники конфликта
"Умный человек найдет выход из любого сложного положения. Мудрый в этом положении не окажется", - писал Ханс Рихтер. Гораздо проще разрешить конфликт в самом зародыше, когда еще нет накала страстей и человек в состоянии воспринимать слова оппонента и выстраивать диалог, а не только выплескивать эмоции в крике и негативных дейст ...