Другая психология » Половое воспитание мальчиков и девочек » Основы полового воспитания. Теоретические основы

Основы полового воспитания. Теоретические основы
Страница 2

Белкин А.И. считает, что "в норме половая идентификация протекает естественно, как само собой разумеющееся и не требует активности сознания" /4, стр.778/. Отсюда можно определить задачу педагогов - обеспечить условия для нормального развития половой идентификации.

Половая дифференциация - это определение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.

В изучении половой дифференциации существует две теории. Первая - теория социального научения, согласно которой ребенок пассивен в процессе усвоения пола. Вторая - когнитивно-генетическая теория - основывается на том, что "представления ребенка о половых ролях не являются пассивными продуктами социального упражнения, в возникают в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. На начальных этапах полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:

1) ребенок узнает, что существует два пола;

2) он включает себя в одну из двух категорий;

3) на основе самоопределения руководит своим поведением, выбирая и предпочитая его формы.

Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего, они раскрывают разные аспекты процесса половой социализации, поэтому мы считаем целесообразным ориентироваться на то, что половая дифференциация осуществляется благодаря генному наследию ребенка, с помощью научения и воспитания, базирующегося на основных принципах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.

Перейдем к определению понятия "половое воспитание", представив прежде эту категорию в трактовке разных исследователей.

Хрипкова А.Г. и Колесов Д.В. определяют половое воспитание как "процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола".

Бочкарева Л.П. трактует половое воспитание как "формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни.

Костяшкин З.Г. говорит: "Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.

С моей точки зрения, половое воспитание можно определить, как воспитание девочек и мальчиков, осознающих свою принадлежность к одному из полов и формирование у детей знаний и навыков поведения того пола, к которому ребенок принадлежит: у девочек - феминного, у мальчиков - маскулинного.

Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия фемининности и маскулинности:

фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу,

маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием.

Страницы: 1 2 3


Причины возникновения страхов у детей
Наверное, нет такого ребенка, который бы никогда не испытывал чувство страха. Почти все дети чего–то боятся. Одним страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Многие боятся персонажей сказок – Бабу Ягу, Волка, злого Колдуна, других образов, ...

Некоторые распространенные нарушения памяти
Так как было сказано, что забывание может быть очень негативным, стоит кратко упомянуть о некоторых нарушениях памяти, когда забывание проявляется осоенно ярко.Нарушений памяти существует большое количество и будут упомянуты только самые распространенные. При некоторых нарушениях памяти может возникнуть амнезия - т.е. отсутствие или пров ...

Эмоции и эмоциональные состояния
Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть — все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы це­нить что-то, нужно относиться к этому эмоционально — любить, радоваться, инте­ресоваться или гордиться. Каждый ...