Другая психология » Эффективность работы педагога–психолога по профилактике наркомании среди подростков » Проблема наркомании среди несовершеннолетних. Индивидуально - психологические особенности наркозависимых

Проблема наркомании среди несовершеннолетних. Индивидуально - психологические особенности наркозависимых
Страница 2

Распространение наркотической зависимости среди населения российских регионов не всегда напрямую связано с уровнем наркопреступности. Существенную роль играет уровень денежных доходов населения.

Так, Еврейская автономная область, в которой отмечается наивысшее значение зарегистрированных в расчете на 100 тысяч населения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, отмечается более низкими показателями заболеваемости наркоманией. В то же время, в ряде автономных округов, специализирующихся на нефте- и газодобыче -Ханты-мансийском, Таймырском и Ямало-Ненецком, - для которых характерен более низкий уровень наркопреступности, показатели взятых на учет с впервые установленным диагнозом наркомании и состоящих на учете в связи с заболеванием наркоманией самые высокие. Самарская область отличается высокими показателями и наркопреступности, и заболеваемости населения наркоманией. Если в 2005 году на учете в лечебно-профилактических учреждениях в связи с заболеванием наркоманией состояло 186,6 человек на каждые 100 тысяч населения, то в ряде регионов уровень заболеваемости был в 2-3 раза выше.

Если принять во внимание преимущественно латентный характер незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими, станет очевидно, что сложившиеся тенденции наркопреступности среди населения, особенно среди молодых возрастов, несут в себе реальную угрозу национальной безопасности России и устойчивому развитию в российских регионах.

В последнее время наблюдается постоянный рост внимания к наркомании. Это вызвано тем, что наркомания несет вред не только конкретному индивиду, но и обществу в целом. Здесь особое значение приобретает знание индивидуальных психологических особенностей наркозависимых, так как это позволяет индивидуально подходить к проблеме и вырабатывать в каждом случае сугубо индивидуальный подход.

Кроме этого, знание индивидуальных особенностей наркозависимых позволяет выявлять в подростковой среде субъектов, обладающих теми же особенностями, и в связи с этим - наиболее склонных к наркотизации. Для проведения исследования специалистами были использованы протоколы психического исследования наркозависимых психологической службы городского диспансера за 2001-2002 годы.

Психологические службы сделали выборку обратившихся наркозависимых в количестве 300 человек на основе данных ГДПНД, отражающих реальное положение в наркоманской среде.

В качестве параметров, определяющих индивидуально - психологические особенности наркозависимых, взяли характеристики, выявляемые психологами наркодиспансера при проведении психоневрологического исследования наркозависимого, так как именно эти параметры используются при оказании психологической и психотерапевтической помощи. Ими являются: тип акцентуации, психоатизация личности, проявление конформности, проявление реакции эмансипации, склонность к делинквентному поведению, склонность к демонстративному поведению.

Пропорциональное соотношение этих параметров, то есть результаты математическо - статистической обработки и анализа используемых данных, было представлено в виде 14 таблиц и пояснений к ним.

На основе этого, из проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

• Подростки с лабильной, шизоидной, эпилептоидной, истероидной, неустойчивой и психоастенической акцентуацией особенно склонны к наркотизации.

• Среди акцентуаций наиболее часто встречающимися являются истероидная и эпилептоидная.

Склонность к конформизму определяется иными психологическими характеристиками, чем акцентуация характера.

Наркозависимые более чем в половине случаев склонны проявлять реакцию эмансипации. Она является защитой на воздействие со стороны другой личности с твердой личностной позицией при одновременном осознании ущербности и недоразвитости собственной личностной позиции.

Используя данные исследований, обратимся к наиболее общим характеристикам явления. Изучение количественных и качественных показателей, связанных с одурманиванием детей и подростков объективно затруднено. Связано это с тем, что значительная часть несовершеннолетних скрывает (насколько возможно) свой опыт использования наркотиков. При анкетировании или тестировании многие дети и подростки отвечают так, чтобы «понравилось взрослым». По мнению специалистов, данные официальной статистики должны быть увеличены в 8-10 раз. Сейчас же определить хотя бы приблизительное число несовершеннолетних наркоманов, использующих одурманивающие вещества, крайне сложно. Эти данные - прямое подтверждение, что наркотизм постепенно приобретает ярко выраженный характер, становясь молодежной проблемой. Изучение наркоситуации в ближайшем будущем. «Омоложение» наркотизма должно кардинально изменить традиционное представление педагогов о сроках начала профилактической работы. Начинать ее надо не в подростковом возрасте, а с начальной школы, включая дошкольный возраст.

Страницы: 1 2 3 4


Межличностные отношения
Межличностные отношения существуют внутри каждого вида общественных отношений. Основная их черта — эмоциональная основа. Межличностные отношения возникают у людей на основе чувств, рождающихся по отношению друг к другу в процессе совместной жизнедеятельности и общения. Основа межличностных отношений — общение. Это процесс взаимодействия ...

Особенности личности младших школьников
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с учителями и сверстниками, включение в новый вид деятельности — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, формирует характер, волю. Конечно, моральное развитие и воспитание ...

Основные цели учебно-воспитательного процесса в детском доме
Основными целями учебно-воспитательного процесса являются: создание в детском доме условий для проживания воспитанников максимально приближенных к домашним; диагностика причин трудностей, возникающих у детей и подростков, осуществление мер по их устранению; полноценная социально-психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптаци ...