Психология общения. Понятие общения

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением объективных взаимоотношений между членами группы является субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология. www.tvsubtitles.ru

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников он должен вступить с ними в общение.

Общение

– это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ни один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и не с чем сообщенным ему не разберется.

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную

, интерактивную

и перцептивную

.

Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Дидактические и собственно воспитательные задачи деятельности педагога невозможно достаточно плодотворно реализовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива.

Общение в деятельности педагога, таким образом, выступает:

Во-первых, как средство решения собственно учебных задач.

Во-вторых, как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса.

В-третьих, как способ организации определенной системы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обуславливающих успешность воспитания и обучения.

В-четвертых, как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности школьника.

Под педагогическим общением понимается система, приемы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллектива, содержанием которого является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организации взаимопонимания. Педагог – инициатор этого процесса, организует его и управляет им.

Педагогическое общение, с одной стороны, создает эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, а с другой – является его непосредственной содержательной характеристикой.


Теоретическая часть. Физиологическая основа внимания.
Согласно данным психофизиологии, селективность/ направленность сознания, в которой и заключается сущность внимания, возможна, прежде всего, на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Активное избирательное внимание осуществляется в состоянии повышенного, настороженного бодрствования, тогда как о ...

Изучение влияния родительского отношения на межличностные отношения дошкольников. Методы и организация исследования
Методы исследования: 1. Тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО). 2. Метод социометрии (методика «Капитан корабля»). Методы изучения детско-родительских отношений Методы изучения детско-родительских отношений многообразны и включают в себя метод наблюдения, метод беседы с детьми и их родителями (может испол ...

Межнациональные различия невербального общения
Традиции общения различны у людей разных культур. Наиболее экспрессивные собеседники – южноевропейцы и американцы, наиболее сдержаны представители большинства культур Востока и скандинавы. Японцы тщательно контролируют жестикуляцию и мимику говорящего, считая их “телепатической передачей информации”. Однако глаза и лицо партнера они держ ...