Молодежь как группа риска
Страница 5

В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. (28; 11)

Выделяют следующие факторы риска, присущие учащейся молодежи:

Алкоголизм у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Наркомания у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Хронические психические расстройства у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Ранняя (до 15 лет) сексуальная активность.

Раннее (до 14 лет) начало приема алкоголя, ранее (до 12 лет) курение.

Низкая толерантность по отношению к употребляемому веществу.

Повторный прием после первой пробы.

Прием веществ, быстро вызывающих зависимость

Органическое поражение головного мозга с психическими расстройствами.

Задержки и асинхронии психического развития.

Формирующаяся личностная патология. Расстройства поведения.

Доступность ПАВ по объективным причинам (например, район проживания)

Аномальные стили воспитания в семье

Воспитание в семье с низким доходом (намного ниже среднего)

Воспитание в семье с высоким доходом (намного выше среднего)

Дисфункциональная семья.

Среди друзей, одноклассников — дети с систематическим асоциальным поведением

Низкая успеваемость в школе

Систематические конфликты с педагогами и учениками.

Индивидуальные особенности, не достигающие уровня психических расстройств.

Пассивная социальная позиция.

Низкий уровень социальных навыков

Отсутствие реальных взглядов на будущее

Отсутствие жизненных перспектив в ближайший год (по объективным причинам). (15; 47)

Непатологические формы аддиктивного поведения не связаны с выраженными и стойкими психическими расстройствами или нарушениями психического развития и не являются его следствием. Они обусловлены преимущественно биологическими, микросоциальными (семейными, школьными, коммуникативными), а также психологическими (личностными) факторами риска, а не формируются по патологическим механизмам. Современное понимание злоупотребления ПАВ как формы отклоняющегося поведения (аддиктивное поведение) исходит из единства факторов риска и защиты для всех типов поведения, отклоняющегося от социальных норм.

Первая группа риска (вариант непатологического аддиктивного поведения) определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска с искажением позитивно-субъективных отношений ребенка к условиям своей жизнедеятельности. Диагностика отношений ребенка к самому себе и значимому окружению является важным критерием выявления детей этой группы риска, а также критерием оценки эффективности проведенной психопрофилактической и антинаркотической работы.

Вторая группа риска (вариант непатологического аддиктивного поведения со стойкими асоциальными нарушениями) также определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска, но отличается формированием черт личностной деформации по асоциальному типу. Для нее типичны следующие признаки:

отсутствие интереса к учебной и познавательной деятельности при хорошей социальной ориентировке;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Принципы организации воспитательной работы в детском доме
1. Принцип творческого начала в проведении и организации любого воспитательного мероприятия. Под этим понимается хорошо продуманное по содержанию, четко организованное по форме, но с элементами неожиданности, творчества, проблемности, сюрприза. Особенно это важно для воспитанников, которые в силу обстоятельств лишены должного социального ...

Проблема девиантного поведения в современном обществе. Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
Отклоняющееся поведение подростка как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативо ...

Эмоциональное развитие человека
Человека с древнейших времен интересует, что его радует, а что повергает в уныние. Выражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют и многочисленные этнографические описания. Эмоциональные переживания каким-то образом охватывают или пронизывают все прочие пс ...