Другая психология » Психологические направления » Особенности высшей нервной деятельности человека

Особенности высшей нервной деятельности человека

Поведение человека связано с условно-безусловной рефлекторной деятельностью. На основе безусловных рефлексов начиная со второго месяца после рождения у ребенка вырабатываются условные рефлексы: по мере его развития, общения с людьми и влияния внешней среды в больших полушариях головного мозга постоянно возникают временные связи между различными их центрами. Главное отличие высшей нервной деятельности человека — мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности. Благодаря слову возникают обобщенные понятия и представления, способность к логическому мышлению. Как раздражитель слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. На них базируются обучение, воспитание, выработка трудовых навыков, привычек. Основываясь на развитии речевой функции у людей, И. П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Эта система, центры которой находятся в коре головного мозга, воспринимает через рецепторы непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира — предметы или явления. У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления. Но человеку свойственна вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом слышимым (речь) и видимым (письмо). Посредством слова передают сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем — сигналом сигналов. При обобщении различных явлений человек открывает закономерные связи между ними — законы. Способность человека к обобщению составляет сущность отвлеченного мышления, которое отличает его от животных. Мышление — результат функции всей коры головного мозга. Вторая сигнальная система возникла в результате совместной трудовой деятельности людей, при которой речь стала средством общения. На этой основе возникло и развивалось дальше словесное человеческое мышление.

Головной мозг человека представляет собой центр мышления и связанный с мышлением центр речи. Вегетативная нервная система контролирует функционирование гладкой мускулатуры, сердца, других внутренних органов и желез.

Тем самым она отвечает за нервную регуляцию постоянства внутренней среды организма. Вегетативная нервная система называется автономной потому, что не находится под непосредственным контролем сознания.


Изучение развития игры детей с недостатками слухового восприятия
Известно, что любая игра активизирует ребенка, а значит и его развитие. Рассмотрим, как развиваются игры у детей с недостатками слухового восприятия и каким образом они способствуют развитию этих детей. В последние годы были определены особенности игр глухих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании ли ...

Методологические проблемы диагностики страхов. Психологический тест как объективное измерение
«Психологический тест, в сущности, есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения» [26 с. 31]. «Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий» [1, с.139]. «Под тестом понимается специфический инст ...

Тест "Исследование тревожности" (опросник Спилбергера)
Шкала ситуативной тревожности (СТ) Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет. № Суждение Нет, это не так Пож ...