Самооценка= успех: притязания.
Страница 2

Существует четыре типа поведения людей с заниженной самооценкой:

1. заискивать, чтобы другой человек не сердился;

2. обвинять, чтобы другой считал его сильнее;

3. рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы;

4. отстраняться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет. [3, с.94].

В. Сатир выделяет две семейные системы: закрытые и открытые. Основные различия между ними – характер реакции на внутренние и внешние изменения. Части, звенья закрытой системы, неподвижны. Обмен информацией между ними не происходит. Как правило, члены такой семьи необщительны, замкнуты, имеют мало друзей и знакомых. Однако, закрытые семьи, скорее исключение, чем норма. Такие семьи появляются из определенного набора представлений о жизни. В закрытой семье люди не могут процветать, они могут только существовать. Полной противоположностью закрытой системы является открытая семья. Открытая система – система, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее и выходить за ее пределы. В семье с открытой системой правила гуманны, а ее члены общительны, добры, раскрепощены. Соответственно самооценка в семьях с различными системами различна. Самооценка в закрытой системе низкая, очень неустойчивая и сильно зависит от самооценки других людей.

Стили общения в такой системе: обвиняющий, расчетливый, заискивающий, отстраненный, т.е. такие, которые соответствуют заниженной самооценке. Самооценка в открытой системе более адекватная, высокая, устойчивая и более зависима от внутренней оценки. [34, с.182].

Вторым фактором влияющим, на развитие самооценки является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.

С возрастом происходит переход от конкретно-ситуационной к более обобщенной самооценке. Исследования в этой области показали, что детям старшего дошкольного возраста еще не доступна оценка собственной личности, уже как дети младшего школьного возраста проявляют такую способность.

С возрастом меняются и критерии самооценки. В юношеские годы внешность имеет большое значение для самооценки, тогда как взрослого человека внешность волнует гораздо меньше, на первый план выступают моральные качества, умственные способности и т.д.

Третьим фактором, оказывающим большое влияние на развитие самооценки, являются межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка так же формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом человека как в общении с другими людьми, так по отношению к себе. Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценке. Здесь кроется опасная причина неадекватной самооценки – человек не то, что не хочет видеть свои недостатки, он просто не умеет их видеть. Общение помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку.

Для ребенка очень важно не просто общение, а общение со взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития. [46, с.95].

В данном исследовании мы будем придерживаться определения самооценки: В. Сатир: «самооценка – это компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе».

Страницы: 1 2 


Изучение детско-родительских и межличностных отношений старших дошкольников (на материале констатирующего эксперимента)
Констатирующий эксперимент, цель которого в определении детей с проблемными межличностными отношениями, проводился 25.01.2010 года в МДОУ «Детский сад №22 «Березка» г. Зеленогорска Красноярского края. В качестве испытуемых отобрана подготовительная группа детей в возрасте 6–7 лет и их родителей, всего 50 человек (25 детей и 25 родителей) ...

Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека
В условиях пересмотра многих традиционных форм обучения подростков и поиска новых образовательных моделей возникает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих высоким профессионализмом, востребованных на рынке труда. Повышается необходимость углубления понятия об ос ...

Понятие шизофрении. Основные положения
Шизофренией или схизофренией (от греч. schizo – расщепление, phren – душа) обозначают группу сходных психических расстройств неясного происхождения (этиологии), в развитии которых, вероятно, имеются общие внутренне обусловленные (эндогенные) патогенетические механизмы в виде наследственной аномалии, не проявляющейся до определенного пери ...