Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возрастаСтраница 3
Одно из условий развития самосознания и самооценки в старшем дошкольном возрасте – это расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Под индивидуальным опытом, в данном случае, имеется в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем его предметном мире.
Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений, возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является, в конечном счете, успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.
На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самооценки. [29, с.55].
Важным условием формирования самооценки и самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.
В 6-7 летнем возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчаюсь», «Я сердит» и т.д. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний. Это значит, что если несколько раз подряд ребенок испытывает неудачу в какой-то ситуации, то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самооценки характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду – кризису семи лет. [21, с.85].
В практической части данного исследования будет исследована регуляторная функция самооценки.
Особенности памяти
Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и каким образом предпочитает запоминать. Люди по-разному запоминают материал. Одним легче запомнить картины, лица, предметы, цвета, звуки, т.е. у них развит наглядно-образный тип памяти. Другие намного лучше запоминают мысли, словесные формулировки, пон ...
Ранние воспоминания и их связь со стилем жизни в индивидуальной психологии
А.Адлера
Альфред Адлер также считал ранние воспоминания крайне важными. Он соглашался с Фрейдом в том, что неважно, соответствуют ли они реальным фактам или нет. Однако Адлер фокусировался на анализе тем или сюжетов, представленных в манифестном содержании. Он рассматривал память скорее как конструкцию, чем репродукцию. По его мнению, воспоминани ...
Обонятельные ощущения
Вообще, ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств. Обонянием называется способность ощущать и различать пахучие вещества (например, запах пищи). Обоня ...