Механизм вытеснения

Среди западных психологов в первой четверти ХХ века получила распространение точка зрения, что лучше сохраняются в памяти положительные эмоции . З.

Фрейд

обосновывает это вытеснением из памяти всего, что вызывает тягостные ощущения.

Понятие “вытеснение” было перво­начально использовано Фрейдом в 1894 году в качестве синонима общей концепции “защиты” — борьбы эго с болез­ненными идеями или эмоциями. В 1926 году Фрейд при­шел к более специфической точке зрения и классифицировал вытеснение наряду с другими защитными механизмами. Под вытеснением понимается исключение болезненного материала из сознания: содержания, которое никогда не осознавалось (изначальное вытеснение), и содержания, которое осознава­лось, но затем оказалось вытесненным в бессознательное. Пос­ледний процесс известен как “собственно вытеснение”.

После вытеснения в собственном смысле побуждения по­стоянно стремятся вернуться в сознание, чему устойчиво препятствует контр-катексис. Наилучшей иллюстрацией слу­жит забывание, когда имя или факт связаны с неприемле­мыми побуждениями. Вытесненный материал все еще упор­ствует, создавая ощущение, что забытое известно и крутится на кончике языка и т.д. Иногда сами факты вспо­минаются, но вытесняется их эмоциональная значимость.

.Будучи самым эффективным механиз­мом, вытеснение представляет опасность. Согласно Анне Фрейд

“Диссоциация с эго влечет выпадение из сознания целой обла­сти инстинктивной и аффективной жизни, что может разру­шить единство личности полностью и окончательно. Таким образом, вытеснение становится основой формирования комп­ромисса и невроза. Последствия действия других защитных ме­ханизмов не менее серьезны, но даже в крайних случаях они в большей мере сохраняют личность в пределах нормы”

В противовес взглядам западных психологов П.

П.

Блонский

(1935) доказывал, что лучше запоминаются отрицательные эмоции, и подкреплял свой тезис как рассуждениями о биологической целесообразности этого, так и рядом исследований. Так, он пишет, что животное, забывающее то, что причиняет ему страдание, обречено на быструю гибель. С этим постулатом трудно спорить. Но трудно не согласиться и с его оппонентами, которые видят в более легком забывании неприятного полезный для жизни эффект — охрану от болезненных переживаний.

Речь и у З. Фрейда, и у П. П. Блонского шла о вспоминании приятного и неприятного. В отношении же последнего реальная картина очевидно сложнее, чем это представлял себе Блонский. Так, он сам отмечает, что чем ближе события (например, случившиеся вчера), тем чаще вспоминается приятное, чем неприятное, а чем дальше (например, что было в детстве), тем чаще вспоминается неприятное, чем приятное. Приятное чаще вспоминают те, кто неудовлетворен теперешним своим положением (например, неудачники, старики). Отсюда может быть правым и Фрейд со своим постулатом “вытеснения” негативного, т. е. желания его забыть или, в крайнем случае, стараться не вспоминать; ведь он имел дело именно с неудовлетворенными жизнью людьми.


Мотивация познавательной деятельности
Познавательные потребности рассматриваются как необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира, как интегративное свойство формирующейся личности младшего школьника, являющегося субъектом учебной деятельности. Специфика познавательных потребностей проявляется в понимании младшими школьниками необходимости: п ...

Перцептивная психика. Низший уровень развития перцептивной психики
Перцептивная психика является высшей стадией развития психического отражения. Напомним, что эта стадия характеризуется, по Леонтьеву, изменением строения деятельности – выделением содержания деятельности, относящейся к условиям, в которых дан объект деятельности в среде (операции). По этой причине мы встречаемся здесь уже с подлинными на ...

Влияние рекламы на ценностные ориентации личности
Реклама как общественный феномен распространяет свое влияние не только на экономическую сферу человеческих отношений, но и воздействует на социальное поведение, ценностный выбор и психологический комфорт личности. Одна из наиболее актуальных проблем в изучении рекламы – это степень ее воздействия на поведение и ценностные ориентации подр ...