Механизм вытеснения

Среди западных психологов в первой четверти ХХ века получила распространение точка зрения, что лучше сохраняются в памяти положительные эмоции . З.

Фрейд

обосновывает это вытеснением из памяти всего, что вызывает тягостные ощущения.

Понятие “вытеснение” было перво­начально использовано Фрейдом в 1894 году в качестве синонима общей концепции “защиты” — борьбы эго с болез­ненными идеями или эмоциями. В 1926 году Фрейд при­шел к более специфической точке зрения и классифицировал вытеснение наряду с другими защитными механизмами. Под вытеснением понимается исключение болезненного материала из сознания: содержания, которое никогда не осознавалось (изначальное вытеснение), и содержания, которое осознава­лось, но затем оказалось вытесненным в бессознательное. Пос­ледний процесс известен как “собственно вытеснение”.

После вытеснения в собственном смысле побуждения по­стоянно стремятся вернуться в сознание, чему устойчиво препятствует контр-катексис. Наилучшей иллюстрацией слу­жит забывание, когда имя или факт связаны с неприемле­мыми побуждениями. Вытесненный материал все еще упор­ствует, создавая ощущение, что забытое известно и крутится на кончике языка и т.д. Иногда сами факты вспо­минаются, но вытесняется их эмоциональная значимость.

.Будучи самым эффективным механиз­мом, вытеснение представляет опасность. Согласно Анне Фрейд

“Диссоциация с эго влечет выпадение из сознания целой обла­сти инстинктивной и аффективной жизни, что может разру­шить единство личности полностью и окончательно. Таким образом, вытеснение становится основой формирования комп­ромисса и невроза. Последствия действия других защитных ме­ханизмов не менее серьезны, но даже в крайних случаях они в большей мере сохраняют личность в пределах нормы”

В противовес взглядам западных психологов П.

П.

Блонский

(1935) доказывал, что лучше запоминаются отрицательные эмоции, и подкреплял свой тезис как рассуждениями о биологической целесообразности этого, так и рядом исследований. Так, он пишет, что животное, забывающее то, что причиняет ему страдание, обречено на быструю гибель. С этим постулатом трудно спорить. Но трудно не согласиться и с его оппонентами, которые видят в более легком забывании неприятного полезный для жизни эффект — охрану от болезненных переживаний.

Речь и у З. Фрейда, и у П. П. Блонского шла о вспоминании приятного и неприятного. В отношении же последнего реальная картина очевидно сложнее, чем это представлял себе Блонский. Так, он сам отмечает, что чем ближе события (например, случившиеся вчера), тем чаще вспоминается приятное, чем неприятное, а чем дальше (например, что было в детстве), тем чаще вспоминается неприятное, чем приятное. Приятное чаще вспоминают те, кто неудовлетворен теперешним своим положением (например, неудачники, старики). Отсюда может быть правым и Фрейд со своим постулатом “вытеснения” негативного, т. е. желания его забыть или, в крайнем случае, стараться не вспоминать; ведь он имел дело именно с неудовлетворенными жизнью людьми.


Современные концепции личности. Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление в теории личности[1]
Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений. Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики. В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и пе ...

Общие результаты по методикам
В целом общие результаты совпадают между собой. По методикам видны следующие результаты. По первой методике (по общим показателям что) показал, что в этой группе из десяти человек с ярко выраженными симптомами фигурирует 3 человека, со средней тяжестью – 2, ниже среднего-2, без проявления признаков депрессии – 3 человека. По второй метод ...

О развитии психологической науки (довундтовский период)
Становление психологического знания имеет длительную историю. Возникновение его элементов следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В формировании научной психологической идеи (для европейской психологии) наиболее яркую роль сыгра ...