Механизм вытеснения

Среди западных психологов в первой четверти ХХ века получила распространение точка зрения, что лучше сохраняются в памяти положительные эмоции . З.

Фрейд

обосновывает это вытеснением из памяти всего, что вызывает тягостные ощущения.

Понятие “вытеснение” было перво­начально использовано Фрейдом в 1894 году в качестве синонима общей концепции “защиты” — борьбы эго с болез­ненными идеями или эмоциями. В 1926 году Фрейд при­шел к более специфической точке зрения и классифицировал вытеснение наряду с другими защитными механизмами. Под вытеснением понимается исключение болезненного материала из сознания: содержания, которое никогда не осознавалось (изначальное вытеснение), и содержания, которое осознава­лось, но затем оказалось вытесненным в бессознательное. Пос­ледний процесс известен как “собственно вытеснение”.

После вытеснения в собственном смысле побуждения по­стоянно стремятся вернуться в сознание, чему устойчиво препятствует контр-катексис. Наилучшей иллюстрацией слу­жит забывание, когда имя или факт связаны с неприемле­мыми побуждениями. Вытесненный материал все еще упор­ствует, создавая ощущение, что забытое известно и крутится на кончике языка и т.д. Иногда сами факты вспо­минаются, но вытесняется их эмоциональная значимость.

.Будучи самым эффективным механиз­мом, вытеснение представляет опасность. Согласно Анне Фрейд

“Диссоциация с эго влечет выпадение из сознания целой обла­сти инстинктивной и аффективной жизни, что может разру­шить единство личности полностью и окончательно. Таким образом, вытеснение становится основой формирования комп­ромисса и невроза. Последствия действия других защитных ме­ханизмов не менее серьезны, но даже в крайних случаях они в большей мере сохраняют личность в пределах нормы”

В противовес взглядам западных психологов П.

П.

Блонский

(1935) доказывал, что лучше запоминаются отрицательные эмоции, и подкреплял свой тезис как рассуждениями о биологической целесообразности этого, так и рядом исследований. Так, он пишет, что животное, забывающее то, что причиняет ему страдание, обречено на быструю гибель. С этим постулатом трудно спорить. Но трудно не согласиться и с его оппонентами, которые видят в более легком забывании неприятного полезный для жизни эффект — охрану от болезненных переживаний.

Речь и у З. Фрейда, и у П. П. Блонского шла о вспоминании приятного и неприятного. В отношении же последнего реальная картина очевидно сложнее, чем это представлял себе Блонский. Так, он сам отмечает, что чем ближе события (например, случившиеся вчера), тем чаще вспоминается приятное, чем неприятное, а чем дальше (например, что было в детстве), тем чаще вспоминается неприятное, чем приятное. Приятное чаще вспоминают те, кто неудовлетворен теперешним своим положением (например, неудачники, старики). Отсюда может быть правым и Фрейд со своим постулатом “вытеснения” негативного, т. е. желания его забыть или, в крайнем случае, стараться не вспоминать; ведь он имел дело именно с неудовлетворенными жизнью людьми.


Средства общения
Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение. Внешний облик человека сознательно ...

Итоги формирующего этапа: влияние коррекционной программы, направленной на развитие памяти у учащихся коррекционного 2 класса
Для решения поставленных на констатирующем этапе задач нами была разработана коррекционная программа, направленная на развитие памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста с помощью дидактических игр (см. Приложение Н). На данном этапе были использованы различные методы, приемы, а также развивающие игры по ...

Восприятия
Знания об окружающем мире человек получает при непосредственном контакте с самим окружающим миром. Информацию человек черпает не только через ощущения, но и через восприятия. Следовательно, обе эти формы представляют собой единый, целостный процесс чувственного познания. Части данного процесса взаимосвязаны, но каждая из них имеет свои о ...