Механизм вытеснения

Среди западных психологов в первой четверти ХХ века получила распространение точка зрения, что лучше сохраняются в памяти положительные эмоции . З.

Фрейд

обосновывает это вытеснением из памяти всего, что вызывает тягостные ощущения.

Понятие “вытеснение” было перво­начально использовано Фрейдом в 1894 году в качестве синонима общей концепции “защиты” — борьбы эго с болез­ненными идеями или эмоциями. В 1926 году Фрейд при­шел к более специфической точке зрения и классифицировал вытеснение наряду с другими защитными механизмами. Под вытеснением понимается исключение болезненного материала из сознания: содержания, которое никогда не осознавалось (изначальное вытеснение), и содержания, которое осознава­лось, но затем оказалось вытесненным в бессознательное. Пос­ледний процесс известен как “собственно вытеснение”.

После вытеснения в собственном смысле побуждения по­стоянно стремятся вернуться в сознание, чему устойчиво препятствует контр-катексис. Наилучшей иллюстрацией слу­жит забывание, когда имя или факт связаны с неприемле­мыми побуждениями. Вытесненный материал все еще упор­ствует, создавая ощущение, что забытое известно и крутится на кончике языка и т.д. Иногда сами факты вспо­минаются, но вытесняется их эмоциональная значимость.

.Будучи самым эффективным механиз­мом, вытеснение представляет опасность. Согласно Анне Фрейд

“Диссоциация с эго влечет выпадение из сознания целой обла­сти инстинктивной и аффективной жизни, что может разру­шить единство личности полностью и окончательно. Таким образом, вытеснение становится основой формирования комп­ромисса и невроза. Последствия действия других защитных ме­ханизмов не менее серьезны, но даже в крайних случаях они в большей мере сохраняют личность в пределах нормы”

В противовес взглядам западных психологов П.

П.

Блонский

(1935) доказывал, что лучше запоминаются отрицательные эмоции, и подкреплял свой тезис как рассуждениями о биологической целесообразности этого, так и рядом исследований. Так, он пишет, что животное, забывающее то, что причиняет ему страдание, обречено на быструю гибель. С этим постулатом трудно спорить. Но трудно не согласиться и с его оппонентами, которые видят в более легком забывании неприятного полезный для жизни эффект — охрану от болезненных переживаний.

Речь и у З. Фрейда, и у П. П. Блонского шла о вспоминании приятного и неприятного. В отношении же последнего реальная картина очевидно сложнее, чем это представлял себе Блонский. Так, он сам отмечает, что чем ближе события (например, случившиеся вчера), тем чаще вспоминается приятное, чем неприятное, а чем дальше (например, что было в детстве), тем чаще вспоминается неприятное, чем приятное. Приятное чаще вспоминают те, кто неудовлетворен теперешним своим положением (например, неудачники, старики). Отсюда может быть правым и Фрейд со своим постулатом “вытеснения” негативного, т. е. желания его забыть или, в крайнем случае, стараться не вспоминать; ведь он имел дело именно с неудовлетворенными жизнью людьми.


Предъявление
Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и ...

Возрастная психология и ее составляющие
Возрастное развитие связано с тем, что в определенные периоды в психике появляются новообразования. Например, к ним относятся субъективная готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста или чувство взрослости у подростков. В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным ...

Невербальные средства повышения делового статуса
В процессе разговора собеседники невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет руководителя является своего рода его визитной карточкой. Интерьер офиса говорит о многом: о достатке фирмы, ее основательности и надежности. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает посетителей, п ...