Ассоциативный эксперимент
Страница 1

В

единстве сознательной жизни личности -эмоцональность образует аспект, сторону, теснейшим образом взаимосвязанную со всеми остальными. Выражая положи­тельное или отрицательное отношение к предмету, на который оно направляется и который для него является привлекательным или отталкивающим, эмоция за­ключает в себе влечение, желание, стремление. Каждая осознанная эмоция, с другой стороны, также необходимо связана с интеллектуальными процессами — с восприятием, представлением или мыслью о предмете, на который она направляется. И обратно: каждый интеллектуальный процесс — восприятие, мышление, так же как и процессы памяти, воображения, в той или иной мере пронизаны эмоциональностью.

Влияние эмоций на течение представлений обычно выступает настолько вы­пукло, что оно может быть использовано, наряду с различными физиологическими показателями, в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. В этих целях используется “ассоциативный” эксперимент (К. Юнг, 1906), заключаю­щийся в том, что испытуемому предлагается ответить первым словом, которое у него всплывает под воздействием предъявленного слова-раздражителя.

Исследование показало, что аффективные переживания влияют, во-первых, на тип ассоциации: в тех случаях, когда исходное представление не затрагивает эмоциональных переживаний испытуемого, ассоциируются представления предметов, которые обычно встречаются вместе в повседневной жизни в силу их объектив­ной сопринадлежности к одним и тем же типовым ситуациям (стул — стол, черни­ла—ручка и т. п. “объективные ассоциации” — по Юнгу). При наличии - у испытуемого аффективно-эмоционального переживания ассоциация у него отклоняется от этого обычного пути и следует по другому, не обычному, не типичному, ассоциируя те представления, которые в его личном опыте в силу эмоциональных моментов случайно оказались объединенными в единый “комплекс”, не будучи обычно в опыте людей сопринадлежными к одним и тем же ситуациям. Под комплексом, таким образом, поразумевают (в частности, по Юнгу, вообще у психоаналитиков) совокупность представлений, объединенных аффективно-эмоциональными моментами; ассоциатив­ную реакцию, обусловленную специфическим индивидуальным комплексом испытуемо­го, Юнг обозначает как простую констелляцию (разновидность “субъективных ассоциаций” — по Юнгу). Юнг говорит и о сложной констелляции. Иногда испытуемый вовсе отказывается отвечать или упорно ограничивается простым повторением сло­ва-раздражителя или одного и того же ответного слова на самые различные слова-раздражители. Сложная констелляция свидетельствует о наличии аффективных переживаний, которые испытуемый сознательно или бессознательно не желает обнаружить.

Аффективные переживания влияют, во-вторых, на скорость ассоциативных реак­ций. Эмоциональный характер представления — наличие комплекса и вызываемое им торможение — вызывает задержку ассоциативной реакции. Задержка, выражающаяся в замедлении нормального для данного индивида времени ассоциативной реакции более чем в два с половиной раза, указывает, как правило, на то, что данные ассоциации затрагивают его аффективно-эмоциональную сферу. (По данным некото­рых исследований, для аффективной реакции можно указать показатели и в абсо­лютных цифрах: о наличии аффективного момента свидетельствует всякая ассоциация, длительность которой превышает 2,6 с.)

Г.Эббингауз выделяет четыре закона ассоциаций: по сход­ству, по контрасту, по пространственному сосуществованию и по временной связи.Он утверждает, что поток представлений регулируется четырьмя различными принципами: совершается переход от существующих в настоящий момент пере­живаний— 1) к представлениям сходным, 2) к представлениям противоположного содержания, 3) к содержаииям, которые ранее когда-то были пространственно связаны с суще­ствующими в данный момент впечатлениями, и 4) к содержаниям, которые существовали одновременно с ними.

Страницы: 1 2


Роль воспоминаний в переживание печали
Эмоция печали переживается как грусть, уныние, хандра. Опечаленный чело­век может сказать, что у него “тяжело на сердце”. Но это чувство тяжести повсемест­но — мы ощущаем тяжесть в лице, в груди, в конечностях, это ощущение разлива­ется по всему телу, словно вся тяжесть мира взвалена на наши плечи. В печали мы часто ощущаем вокруг себя м ...

Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое обеспечение исследования
Целью данного исследования было исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в городе Красноярске с 14.10.2007 по 19.04. 2008 года. Для проведения исследования было выбрано детское дошкольное учреждение Кировского района г. Красноярска (№ 224). ...

Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному обучению
В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе: 1. Комплексные (все направления в работе эстетическое, физическое, нравственное и т.д.). 2. Специализированные 3. Коррекционные (несколько направлений). В данно ...