Анализ контрольного этапа экспериментаСтраница 1
Перед проведением контрольного этапа эксперимента, мы сделали предварительные выводы о том, что цели и задачи коррекционной работы были успешно достигнуты, так как постепенно дети научились выделять в себе и окружающих индивидуальные особенности; совместно разрешать проблемные ситуации, различать эмоциональные состояния, выражать свои чувства в рисунке, рассказе; нести ответственность за выполнение домашних заданий. А родители, во время совместных занятий, увидели своих детей в разных ролях, познакомились с различными способами бесконфликтного общения.
Программа основывалась на предположении о том, что межличностные взаимоотношения дошкольников находятся в зависимости от особенностей детско-родительских отношений в семье. Таким образом, мы видели основную задачу в создании условий, направленных на улучшение взаимоотношений дошкольников к сверстникам посредством оптимизации детско-родительских отношений. Кроме того, программа нацелена как на расширение знаний родителей и детей, так и на организацию определенной деятельности, где возможно формирование тех или иных умений и навыков.
Контрольный этап исследования был проведен 22.03.2010 года с использованием всё тех же диагностических материалов, что и на констатирующем этапе.
Цель данного этапа работы заключалась в определении эффективности коррекционных мероприятий.
Результаты повторного обследования были произведены и соотнесены с данными констатирующего эксперимента, что позволило определить динамику развития представлений о межличностных отношениях у дошкольников.
Итак, по истечении месяца у некоторых ребят повысился статус, у других значительно уменьшилось количество отрицательных выборов, хотя неблагоприятный статус сохранился (рис. 8).
|

Рисунок 8 – Характеристика статусного положения ребенка в группе
Сравнивая результаты на начало и конец эксперимента видим, как в динамике изменилось соотношение статусного положения ребенка в группе: количество предпочитаемых увеличилось на 11% и стало 60%, одновременно снизилось количество изолированных и отверженных на 2% и 5% соответственно.
Рисунок 9 – Динамика статусного положение ребенка в группе до и после эксперимента
В ходе индивидуальной беседы дети достаточно критично оценивали себя и поведение сверстников, обращая внимание не только на особенности поведения, но и их личностные качества («добрый», «спокойный», «весёлый» и т.д.). Разрешая конфликтные ситуации, могли предложить уже несколько вариантов ответов.
Проведя наблюдение за детьми, мы увидели, что многие ребята стали чаще проявлять инициативу при взаимодействии со сверстниками, хотя продолжали пользоваться неэффективными способами общения (вербальная агрессия), что не исключает возможности продолжать развивающе-коррекционную работу.
Черты личности
При выборе черт личностей мы руководствуемся главным образом материалами справочника Р. Стогдилла. Были отобраны наиболее часто упоминаемые в различных исследованиях личностные черты, обусловливающие эффективность руководства. К их числу относятся: · доминантность, · уверенность в себе, · эмоциональная уравновешенность, · стрессоустойчив ...
Исследовательские методы науки о конфликте
С объектом науки тесно связан и ее метод (от греч. - путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. Совокупность этих методов иногда называют методологией, под которой понимаются учение о методах познания, система принцип ...
Самоактуализация как осмысление своего назначения в
мире. Основные подходы к
понятию самоактуализации в психологических теориях личности
В психологической литературе самоактуализация определяется как – стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2,41]. Впервые проблему потребности личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн. Исходя из нового представления о динамике жи ...