Заключение
Страница 2

Чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать, как это делать. Для этого проводятся различные психодиагностические исследования, на основе которых эти отношения корректируются. Поэтому, в целях подтверждения заявленной гипотезы, было проведено практическое исследование.

Для диагностики межличностных и детско-родительских отношений дошкольников использовались методики: «Два домика», опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги и В.В. Столина, «Рисунок семьи», которые позволяют выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам, к самому себе, к родителям. www.edubrilliant.ru

Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволил сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

На констатирующем этапе исследования, на основании результатов полученных в ходе диагностики по методике «Два домика» выявлено, что хотя основная масса группы состоит из «предпочитаемых» ребят (49%), однако 35% исследуемых нами старших дошкольников имеют проблемы в межличностном общении; у 15% детей проявилась заниженная самооценка. У этих детей в поведении преобладание агрессивных действий, возбуждённого состояния, чрезмерных нарушений общепринятых правил, а также наблюдаются застенчивость, неуверенность в себе, безынициативность. Решая конфликтную ситуацию, дети чаще всего уходили от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому (до 30% участников). Все это свидетельствует либо о разных подходах к семейному воспитанию дошкольников, либо об отсутствии продуктивных навыков общения.

В связи с этим была определена группа детей (11 дошкольников) с выраженными проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и затем проведено исследование, целью которого стало определение характера влияния детско-родительских отношений в семье на формирование межличностного общения дошкольников.

С целью выявления в этих семьях детско-родительских взаимоотношений был проведен тест-опрос по А.Я. Варга и В.В. Столина, который показал что многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания

Изучение по методике «Рисунок семьи» выявило, что из 11 обследованных детей 4 ребенка оказались обладателями повышенного и высокого уровня тревожности, 2 ребенка – со средним.

Предупредить выявленные нарушения межличностных отношений детей можно с помощью разнообразных коррекционных программ. Поэтому для подтверждения гипотезы, мы поставили и решили ряд практических задач, а именно: подобрали и применили методики для выявления отношений между родителями и ребенком, взаимодействия между сверстниками; предложили программу коррекции. Коррекционная программа содержала коррекционные мероприятия с родителями и детьми, направленные на формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых с детьми, формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций.

Результаты констатирующего обследования показали, что количество предпочитаемых детей увеличилось на 11%, в то же время число детей изолированных и отверженных снизилось на 2% и 5% соответственно.

Таким образом, выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование, подтвердило гипотезу о влиянии детско-родительских отношений в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками; позволило нам определить особенности формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста, причины возникновения проблем, а также пути их коррекции.

Коррекционная программа, хотя и была краткая, по результатам внедрения оказалась все же достаточно эффективной. Однако коррекционная работа должна быть рассчитана на продолжительный срок, её качество зависит от подбора программного материала, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, предметно-развивающей среды, тесного взаимодействия воспитательного учреждения с семьёй.

Страницы: 1 2 3


Проблема определения личности
«Личность» в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначальное значение этого слова обозначает маску, которую одевали актеры во время театрального представления в драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» включен внешний, поверхностный социальный образ, который человек принимает на себя, играя определен ...

Анализ результатов
При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счаст ...

Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием
Еще Н.К. Крупская писала: «Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [10]. Игра ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональн ...