Причины возникновения страхов у детей
Страница 1

Наверное, нет такого ребенка, который бы никогда не испытывал чувство страха. Почти все дети чего–то боятся. Одним страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Многие боятся персонажей сказок – Бабу Ягу, Волка, злого Колдуна, других образов, созданных воображением. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его характера, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе. Наличие страхов у детей дошкольного возраста не является патологией, а носит возрастной, переходящий характер, и сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально личностной сфере ребенка.

Страхи появляются оп разным причинам. Одни ситуации вызывают страх у детей раннего и младшего возраста и безопасны для 6 – 7 летних детей, другие только у подростков или типичны только для детей с органическими заболеваниями органов дыхания и сердечно – сосудистой системы, а иногда они свойственны только городским детям и не встречаются у детей, живущих в сельской местности. Но если анализировать общие причины появления стойких страхов в детском возрасте, то выясняется, что все они сводятся к психической травме, которую пережил ребенок. Это может быть разовая шоковая травма, например внезапный сильный испуг, или затяжная психотравмирующая ситуация – длительная разлука с матерью, болезнь, тяжелые напряжение отношения в семье, неудачная адаптация в детском саду.

Имеет место и определенная возрастная соотнесенность: у маленьких детей чаще в основе сформировавшегося страха лежит аффективно – шоковая реакция на разовый испуг. Такие страхи нередко сами проходят и не влекут за собой стойких изменений в формирующейся личности ребенка.

У старших дошкольников и младших школьников причиной страхов является затяжная, психотравмирующая ситуация. Такие страхи более устойчивы и нередко откладывают отпечаток на все поведение ребенка, к первоначально возникшему страху добавляется ряд других, расширяется их тематика, у ребенка развивается тревожность, мнительность, неуверенность, ему трудно приспособится к новым людям и ситуациям. Он эмоционально неустойчив, быстро утомляется, плохо спит. В данном случае можно говорить о невротическом развитии личности ребенка, что требует специального лечения.

В первые годы жизни ребенок находится в теснейшей физической и эмоциональной связи с матерью в зависимости от нее. Чувство любви и защищенности, которое дает ему мать, во многом определяет благополучие малыша, является условием эмоционального комфорта.

Уже в 6 -7 месяцев малыш начинает беспокоится, если его мама внезапно уходит, с недоверием реагирует на появление незнакомых взрослых. Чем старше становится малыш, тем острее он переживает недостаток тепла со стороны матери. Уже в раннем возрасте, в 1,5 – 2 года, это может стать причиной появления страхов. Если при этом мать ведет по отношению к ребенку слишком сдержанно, редко берет на руки, мало ласкает, строго разговаривает с ним или вообще недостаточно обращает на него внимания, то поведение ребенка меняется. Его беспокойство усиливается, он становится плаксивым, с трудом засыпает и плохо спит, часто просыпается в слезах. Другим факторам, определяющим появление страхов у детей раннего возраста, является неоправданно строгая позиция родителей и те средства воспитания, которые они применяют. Недопустимыми средствами наказания для детей раннего возраста, являются угрозы, телесные наказания ремнем, шлепки и удары по руке и особенно по голове или лицу. Крайне неблагоприятное воздействие оказывает на психику ребенка, когда в качестве наказания его запирают одного в темной, тесной комнате, кладовке, чулане или искусственно ограничивают его движения, заставляют неподвижно лежат или даже привязывают к кровати.

Страницы: 1 2 3


Инстинкт и научение в поведении насекомых
Долгие годы господствовало мнение будто насекомые и другие членистоногие являются существами, поведением которых руководит жесткий «слепой инстинкт». Это представление укоренилось преимущественно под влиянием работ выдающегося французского энтомолога Ж. А. Фабра, который сумел своими блестящими исследованиями убедительно показать, что да ...

Обонятельные ощущения
Вообще, ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств. Обонянием называется способность ощущать и различать пахучие вещества (например, запах пищи). Обоня ...

Интерпретация данных по шкалам ценностей внутри жизненных сфер
Сфера профессиональной жизни Развитие себя (+) Стремление к наиболее полной реализации своих способностей в сфере проф. жизни и к повышению своей квалификации Заинтересованность в информации о своих проф. способностях и возможностях их развития Требовательность к себе и своим проф. обязанностям (-) Данный показатель характеризует личност ...