Заикание как нарушения речи
Страница 1

Заикание - довольно распространенный речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические затруднения в произношении слов, фраз. Речь говорящего прерывается характерными остановками, запинками, повторами отдельных звуков, слогов и даже слов. Возникают эти затруднения только в момент речевого общения. Вне его прерывистость речи исчезает. Речевой дефект типа заикания не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, то есть не является только двигательным расстройством, хотя и весьма сложным по своему патогенезу. Этот город последует за тобой турецкий сериал на русском, laughing

Проблема заикания занимает умы уже не одно поколение людей. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов.

Существует медицинский аспект заикания. Профессор Беккерель, удостоенный даже специальной премии Французской академии наук за свой труд о заикании считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом заикающегося [5]. Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога [12]. Развивая эту точку зрения, Арутюнян Л.З. отмечает, что заикание есть нарушение у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально [2]. В целом Н.И. Жинкин считает, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо проявляющийся в речи [12].

Поварова И.А. рассматривала заикание с позиций патофизиологии и медицины, выделяет в нем фазы [25]. Первая - собственно возникновение заикания, когда под влиянием сверхсильного раздражителя поступают функциональные расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв» высшей нервной деятельности и нервно - соматические реакции на это, прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи. Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов.

С конца XIX в. определеннее становится мнение, что заикание- это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов, лежат, прежде всего, нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А. Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сикорский) [10,12,30]. Многие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании - это лишь следствие этих психических недостатков (Х. Лагузен, Р. Кож, Г. Каменна) [12].

М.И. Пайкин рассматривал механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс, воспитываемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов» [24]. К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначальное голосообразование и лепет ребенка, повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.

Р.М. Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей, называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы» [12]. Речевые затруднения, по ее мнению, могут вызываться задержками развития речи (косноязычие, аграмматизмы, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения: межзубная речь, тахилалия, ринолалия), переходом на другой язык, случаями патологического развития личности с недоразвитием эмоционально - волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и прочее.

Условно различают три степени заикания (по К. Кондову и В. Иванову) [10]:

– легкая степень – заикание возникает в возбужденном состоянии и при стремлении к быстрому высказыванию;

– умеренная (средняя) степень – в спокойном состоянии и в привычной обстановке заикание, как правило, проявляется мало, в эмоциональном состоянии – усиливается;

– высокая (тяжелая) степень – заикание отмечается в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

При клинико-психологическом исследовании В.М. Шкловским установлено, что заикание, ведущее к расстройству коммуникативного процесса, обусловливает нарушение системы отношений личности [32]. Это способствует формированию таких черт в характере заикающегося, как повышенная тревожность, сензитивность, эмоциональная лабильность, чувство ущемленности, ущербности, неуверенность в себе, пониженная самооценка, и др., которые, в свою очередь, приводят к еще большей дезорганизации системы отношений личности. На основании результатов клинико-экспериментального исследования предложена классификация больных с заиканием.

Учитывая степень заикания, а также клинико-психологическую характеристику заикающихся, можно выделить три основных группы (В.М. Шкловский, Б.Д. Карвасарский) [32].

Первая группа. Заикающиеся отличаются незначительно выраженным невротическим компонентом независимо от степени, формы заикания и типа судорог. При возникновении страха речи больные в состоянии его преодолеть самостоятельно. В структуре личности таких больных не отмечается стойких патологических отклонений. По характеру они достаточно активны, общительны. Отсутствует невротическая переработка имеющегося дефекта речи. Речевой дефект не мешает становлению личности как таковому.

Страницы: 1 2


Понятие и эмпирические индикаторы страха в психологии
Несмотря на то, что изучением страха и связанных с ним физиологических процессов психологи занимаются уже давно, надежных критериев страха до сих пор не обнаружено. Обычное для психологии и психопатологии выделение физиологических, поведенческих и когнитивных проявлений страха указывает скорее на комплексность феномена, чем свидетельству ...

Взаимодействие эмоций и памяти. Научение, воспроизведение мнемического материала и эмоции. Исследовательская деятельность
Эмоции оказывают влияние на то, что человек воспринимает, но это влияние не приводит, в сущности, к принципиальному изменению воспринимаемого материала. Как подчеркивают многие авторы главной детерминантой восприятия остается объективная действительность. С другой стороны, есть основания, чтобы заключить, что процесс запоминания, а также ...

Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность
Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы ...