Заикание как нарушения речиСтраница 2
Вторая группа. Для больных второй группы характерны значительные эмоциональные расстройства. У них обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Заикание особо выражено в ситуациях, требующих активного речевого общения (ответы на уроках, экзаменах; выступление на собрании; разговор с незнакомыми людьми, по телефону и т.д.), что свидетельствует об избирательном характере нарушения отношений личности. У заикающихся данной группы проявляются следующие характерологические особенности: повышенная впечатлительность, сензитивность, резкие колебания настроения, неуверенность в себе, а следовательно, и низкая самооценка. Для этих больных характерны значительные эмоциональные расстройства; у них обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда и не везде могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Это, свою очередь, неблагоприятно отражается на становлении общественно-личностных отношений. На этом фоне у заикающихся возникают трудности реализации своих способностей, актуализации себя в общественной и личной жизни.
В третьей группе тяжесть заболевания в значительной степени определяется выраженностью эмоциональных нарушений. По данным клинико-психологических исследований, в структуре личности больных отмечаются стойкие патологические отклонения. У больных этой группы оказывается дезорганизованной вся система личностных отношений и поведения, резко выражено чувство собственной неполноценности, непреодолимый страх, неуверенность в своих силах, тревожная мнительность, которая часто неадекватна по отношению к имеющемуся или практически отсутствующему дефекту речи. Возникают значительные трудности при получении образования, существенно нарушается трудовая деятельность и исключается всякая возможность общественной деятельности. Так появляются нарушения в системе межличностных отношений, препятствующие социальной адаптации.
Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи [12]. Изучение грамматического развития, состояния активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает. Речевые затруднения зависят от различных условий: с одной стороны, от типа первой системы, и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима.
Заикание возникает в результате факторов (раздражителей), непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психике ребенка при наличии особо благоприятствующих условий («почвы»)[ 32]:
а) Невротическая отягощенность родителей (нервные и другие болезни, ослабляющие или дезорганирующие функции центральной нервной системы: сифилис, алкоголизм, интопацирующие нервную систему плода).
б) Невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).
в) Эмоциональная напряженность, неустойчивость и дезорганизация – база для заикания. Предполагающей причиной заикания может послужить и скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
Отличаются случаи заикания из-за подражания заикающимся. Различают две формы такой психической индукции (психического заражения); пассивная – ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речи заикающегося, активная – он передразнивает его и сам начинает заикаться.
Нарушения в развитии речи существенно влияют на эффективность процесса социализации ребенка. Вследствие логоневроза ухудшается процесс общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения, поиски способов самореализации в других видах деятельности.
Оценка силы нервных процессов
Трудно найти метод, который использовался бы столь же часто в психологических исследованиях, как метод регистрации временных параметров сенсорных реакций. Одним из наиболее широко распространенных способов исследования скоростных параметров психомоторных движений является методика рефлексометрии. Она состоит в регистрации временных харак ...
Проявления личности в раннем возрасте. Кризис 3 лет
Ранний возраст — это период детства от 1 года до 3 лет. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. Главным содержанием жизни ребенка в раннем возрасте является усвоение способов употребления предметов, а также средств языка. Формирование предметных действий и усвоение общественно выработанных ...
Методики Айкидо и их психологическое и психофизиологическое объяснение. Объединение
«УМА» и «ТЕЛА»
Айкидо – это не только набор определенных элементов и боевых техник, это и скрытая, но эффективная методология. Большинство людей, не разобравшись как следует в предмете, принимают видимое за реальное – это большая ошибка. Так, на примере с айсбергом, можно рассмотреть ситуацию, когда люди видят айсберг большим куском льда, который плава ...