ВведениеСтраница 1
Актуальность исследования нашей темы обусловлена тем, что мотивационный аспект творческой личности мало изучен. Исследования в этой области носили описательный характер и мало систематизировались.
Степень изученности проблемы. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности рассматривается как одна из ключевых в области современной психологии. Изучением мотивации, которая является движущей силой развития психики, занимались ученые различных психологических школ, что, однако, не исчерпало проблему, а лишь подчеркнуло ее глубину и определило ряд направлений по изучению природы мотивации, форм ее проявлений, потребностей человека.
Мотивации и мотивам посвящено большое количество исследований по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и обилием точек зрения на их природу и значение в процессе становления личности.
Обращает внимание разнообразие в толковании понятия мотивов, которые рассматриваются как намерение, представления, переживания (Л. И. Божович), потребности, склонности (Х. Хекхаузен), установки (Д. Н. Узнадзе), морально-политические установки, помыслы (Г. А. Ковалев), предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев), условия существования (К. Вилюнас), внутренние детерминанты деятельности (Р. С. Вайсман, В. К. Вилюнас и др.), отношения (В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин), личностные диспозиции – устойчивые свойства личности (М. Ш. Магомед-Эминов, К. К. Платонов). Многочисленные исследования (Д. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, А. К. Маркова, Ю. М. Орлов, Х. Хекхаузен и др.) говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами человеческой мотивации. От них, как считают исследователи, во многом зависит судьба и положение человека в обществе.
Проблемам креативности посвящали свои труды такие отечественные психологи, как Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Р. М. Грановская, В. Н. Дружинин, Л. Б. Ермолаева-Томина, В. Н. Козленко и другие. А также следующие зарубежные авторы: Дж. Гилфорд, Е. Торранс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Дебоно и другие. Вопросами мотивационного компонента креативной личности занимались Д. Б. Богоявленская, М. В. Куприна, А. Маслоу и другие.
Однако многие основополагающие проблемы креативности, как то, ее природа, факторы влияющие на креативность, компоненты, в частности мотивационный, остаются мало освещенными. И в связи с этим была сформулирована цель исследования.
Цель исследования: рассмотрение взаимосвязи мотива достижения и уровня креативности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к изучению креативной личности.
2. Проанализировать подходы к изучению мотива достижения и его места в структуре креативной личности.
3. Организовать экспериментальное исследование с целью выявления уровня креативности и мотива достижения.
4. Провести экспериментальное исследование с целью выявления уровня креативности и мотива достижения.
5. Проинтерпретировать полученных результатов.
6. Провести обработку полученных данных с применением математико-статистических методов.
Гипотеза: уровень креативности и мотив достижения являются взаимосвязанными характеристиками личности.
Объект исследования: уровень креативности и мотив достижения личности.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня креативности и мотива достижения.
Методы исследования:
В качестве основных и дополнительных методов использовались:
─ теоретический анализ литературы по проблемам креативности и мотивации;
─ проективный тест Д. А. Яковлева «Рисунки животных»;
─ личностный опросник «Определения уровня мотивации достижения успеха» А. Мехрабиана;
─ качественный анализ и содержательная интерпретация результатов;
─ статистический анализ (корреляционный анализ).
Методологической основой исследования явились: принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, концептуальные положения теории мотивации и креативности.
Теоретической основой данного исследования являются труды следующих ученых, разрабатывающих проблемы психологии творчества: Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Е. П. Торранс и другие; мотивации: Ю.М. Орлов, А. Маслоу, Д. Мак-Клелан, Д. Аткинсон, К. Двек и другие.
Цели и задачи коррекционно–воспитательной работы во вспомогательной школе
Разработка адекватной системы коррекционного обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей имеет большое теоретическое и практическое значение. Это подчёркивал Л.С. Выготский. В написанном им предисловии к книге Е.К.Грачёвой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка», вышедшей в 1932 году, он ставит кардинальные вопросы о ...
Сенсорные способности, таксисы
Специфические условия, в которых живут насекомые, далеко идущее приспособление двигательной активности при обилии и разнообразии качественно весьма различных агентов среды, управляющих их поведением, – все это обусловило появление у данных животных многих, и притом своеобразно устроенных, органов чувств. Большую роль в жизни насекомых иг ...
Становление современной психологии
Современная психология представляет собой широко разветвленную область знания, включающую ряд отдельных дисциплин научных направлений. Несмотря на продолжающийся процесс дифференцирования отраслей, она сохраняет единство своего предмета исследования. Наряду с вышесказанным современная психология представляет собой сложную систему различн ...