Введение.
Страница 1

Проблема конфликтных ситуаций и конфликтного поведения в межличностных отношениях - объект многолетних исследований в психологии, но по прежнему сохраняет свою актуальность.

Одной из предпосылок к изучению тенденции личности к конфликтному взаимодействию выступает усложнение системы связей личности с окружающей ее предметной и социальной средой, возрастание роли субъективного фактора в жизни нашего общества.

Актуальность проблемы определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследования целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве, недостаточность разработки вопросов социальных взаимодействий, истоков и причин конфликтных ситуаций в этих взаимодействиях и обусловила наше обращение к этой проблеме.

Наши исследовательские интересы направлены на изучение конфликтного потенциала личности, проявляющегося как реакции на поведение личности в совместной трудовой деятельности и приводящего к конфликтным взаимодействиям как одному из типов противоречий, выделяемых в современной психологической литературе (Гришина Н.В., 1977, Петровская Л.А., 1998).

Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (Анцупов А.Я., Афонькова М.В., Гришина Н.В., Донцов А.И., Ершов А.А., Здравомыслов А.Г., Петровская Л.А., Сулимова Т.С., К. Боулинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К.Левин, Г. Зиммель и др.). Во многих из этих работ теоретические подходы к проблеме психологических конфликтов, их характеру и содержанию становится основой объяснительных моделей личности. Как свидетельствуют некоторые из авторов работ (Афонькова М.В., Петровская Л.А., К.

Анализ этих исследований показал, что нельзя однозначно решать проблему конфликтности/бесконфликтности и конфликтного потенциала личности, необходимо изучить, какие именно, качества обнаруживают конфликтный потенциал личности, его временную динамику на протяжении профессиональной жизнедеятельности личности. Эта проблема еще не была представлена в психологических исследованиях.

Многолетняя ориентация на "бесконфликтное" развитие обществу приводила в фактическому исключению проблемы истоков конфликтного поведения из области научного знания, следствием чего явилось относительно небольшое количество прикладных работ по этой проблематике. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях, оказываются не всегда эффективными.

Вся практическая психология так или иначе ориентирована на изучение средств психологической поддержки личности, в том числе на выявление причин и истоков конфликтности личности. Несмотря на практическую значимость проблемы конфликтов, все работы в этой области психологии несколько разобщены и относительно мало исследований, выявляющих и анализирующих зависимость конфликтного взаимодействия от личностных особенностей индивида.

Недостаточная разработанность проблемы истоков конфликтного взаимодействия, его обусловленности конфликтным потенциалом личности затрудняет поиски истинных причин конфликтов и путей профилактики конфликтных ситуаций в межличностных отношениях. Между тем это весьма важная и актуальная проблема современной практической психологии.

Страницы: 1 2


Мотивация познавательной деятельности
Познавательные потребности рассматриваются как необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира, как интегративное свойство формирующейся личности младшего школьника, являющегося субъектом учебной деятельности. Специфика познавательных потребностей проявляется в понимании младшими школьниками необходимости: п ...

Аддиктивное поведение в МКБ-10
Классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра выделяет и позволяет диагностировать следующие формы поведения, которые можно отнести к зависимым: F 1 – Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ: F10 – алкоголя; F11 – опиоидов; F12 – каннабиноидов; F13 – седативных и сно ...

Условия и пути самореализации личности
Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты &quo ...