Психология труда » Психология труда и организационная психология

Психология труда и организационная психология
Страница 2

-начатый в 1927 году Хотгорнский эксперимент, по результатам которого Ротлисбергер и Диксон опубликовали свою знаменитую книгу "Управление и рабочий";

-"Психологическая программа по военной авиации", подготовленная в 1947 году и главным образом посвященная профессиональному отбору пилотов;

- серия социально-психологических работ в журнале "Американский солдат", выпущенных в 1947 году.

Организационная психология охватывает три уровня проблем:

1. Личность и поведение отдельных работников организации (традиционный объект психологии труда)

2. Проблемы группового труда (традиционная тематика прикладной социальной психологии)

3. Проблемы организации в целом (ее проектирование, развитие, диагностика состояния и способы оптимизации функционирования)

Развитие исследований трудовой деятельности в США на ранних этапах характеризуется также и увеличением числа психологов, вовлеченных в эту сферу деятельности. Для обозначения проблем, касающихся работы отдельных работников или групповых видов труда, в США иногда используется также термин "организационное поведение".

В 1940 году Ассоциация прикладной психологии (АРА) насчитывала 3000 членов. По имеющимся оценкам, до 2000 из них были привлечены для выполнения различного рода психологических исследований в американских военно-воздушных силах в период Второй мировой войны. Быстрое развитие в США, психологии вообще и психологии труда и организационной психологии в частности, стимулировалось также потоком европейских психологов, бежавших в Америку от нацистского режима в 30-х годах. Безусловное лидерство американских исследований в изучении трудовой деятельности, сформировавшееся в 30-х и 40-х годах, проявилось в чрезвычайно сильном влиянии американских исследовательских традиций на начавшееся в послевоенные годы развитие этой области в Европе. Американские психологи приезжали в Европу в качестве приглашенных профессоров и советников, а европейские психологи отправлялись в США для обучения и специализации. Американская научная литература была и до сих пор остается наиболее авторитетным источником информации для большинства стран Европы, а в публикациях европейских авторов обычно присутствует большое число ссылок на американские исследования. Даже при беглом взгляде на содержание "Psychological Abstracts" - журнала, регулярно включающего краткие обзоры работ неамериканских периодических издании, отчетливо видно доминирование публикаций американских авторов.

Развитие психологии труда и организационной психологии в Европе происходило неодинаково в разных странах. В Англии эта область исследований начала разрабатываться достаточно рано. В 1920 году Мейерс опубликовал монографию, в которой подробно рассматривались такие проблемы, как анализ движений, утомление, профессиональный отбор, ограничения по показателям результативности труда, системы оплаты и вознаграждения за труд, беспорядки на производстве. В тот период был выполнен целый ряд крупных исследовательских проектов, которые финансировались государственными структурами в рамках "Научно-исследовательского комитета по здоровью на производстве".

Психология труда и организационная психология в Германии развивалась неравномерно. Чрезвычайно интенсивно ее проблематика начала разрабатываться уже в начале века, проникновение в индустрию было намного более значительным, чем в Англии. Некоторые компании открывали свои собственные исследовательские лаборатории. Психологические исследования выполнялись не только специалистами- психологами, но и инженерами, обученными "психометрическим" методам. Психологи играли также важную роль в военных организациях. В 1942 году Гитлер и Геринг, после того, как психологи вступили в конфликт с нацистским режимом, расформировали все психологические подразделения и отправили работавших там специалистов на фронт. Восстановление психологии труда и организационной психологии в Германии началось в 50-х годах. С этого времени число психологов, занятых в данной области, резко возросло. Однако интерес к ней со стороны университетской науки остается ограниченным, а активные разработки ведутся главным образом в так называемых "высших технических школах".

Страницы: 1 2 3 4


Возникновение и развитие сознания
Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Человеческое бытие и есть способ целесообразного, деятельного отношения к объективному миру. Бытие людей — это реальный процес ...

Диагностика конфликта в социальной психологии. Методика разрешения конфликта
Можно ли достичь такого уровня личностного развития, когда человек сам, без чьей либо помощи может справиться со своими трудностями и обучиться методам эффективного разрешения конфликтов? Психолог А. Минделл считает, что да. Он предлагает использовать следующие стадии и методы разрешения конфликта[21]. 1. Избежание конфликта или его пони ...

Понятие об аддикции
Аддиктивное поведение (addiction – склонность) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается ...