Психология труда и организационная психологияСтраница 3
Вследствие быстрого расширения сферы исследований по психологии труда и организационной психологии специальным предметом для обсуждения становится ее отношение к другим смежным дисциплинам. С одной стороны, психологи испытывают все больший интерес к теориям, понятиям и методам из других областей знаний, особенно социологии и промышленной инженерии. Университетская программа подготовки требует от студентов, специализирующихся по психологии труда и организационной психологии, знакомства с литературой по многим смежным дисциплинам. С другой стороны, наблюдается возрастание интереса к психологии труда и организационной психологии со стороны представителей других наук. Социологи, занимающиеся проблемами труда и деятельностью организаций, знакомятся с соответствующей психологической литературой, а некоторые публикации по прикладной социологии можно считать психологическими, если строго придерживаться данного нами выше определения предмета психологии труда и организационной психологии.
Исследования показывают, что психологи все чаще приходят к мнению, что их функции могли бы выполняться и другими профессионалами-непсихологами.
В этой связи первыми вспоминаются специалисты, получившие образование в области социальных наук. Многие из современных психологов сталкиваются с совершенно новыми, только возникающими проблемами и обязанностями, но то же самое случается и со специалистами, получившими подготовку по другим дисциплинам. Таким образом, увеличивается область пересечений между различными видами профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что практические психологи, социологи, инженеры, занятые в промышленности, и другие специалисты часто сталкиваются с вопросами, которые вытекают не из теоретических воззрений, а являются насущными проблемами клиентов и руководителей предприятий. "Почему увеличивается количество прогулов?", "Почему у данной компании имеются трудности в найме неквалифицированных рабочих?", "Каким образом можно улучшить взаимодействие между управляющим звеном и персоналом предприятия?" - решение подобных проблем не может ограничиваться "территорией" одной отдельно взятой дисциплиной.
В поисках средств для решения поставленных проблем и возможностей для активного воздействия специалисты-практики не придерживаются каких-либо строгих "границ" между разными научными дисциплинами. Это особенно отчетливо проявляется при решении в реальной среде, определяемой высоким уровнем содержания результатов их работы.
Дискуссия отчетливо показала, что психологи действуют не в изолированной среде, их работа стимулируется обществом и вовлечена в решение важных социальных проблем, что служит достаточным основанием для продолжения более систематического обсуждения перспектив развития в рассматриваемой отрасли.
Психологи труда и организационные психологи работают для клиентов и руководителей организаций, помогают им решать проблемы и вносят свой вклад в реализацию "ценностных ориентации", то есть дают возможность и другим достичь того, что представляется значимым дня них, разрабатывают более совершенные системы вознаграждения за труд, отбирают на работу "наиболее подходящих" претендентов, создают более "эффективные" методы обучения и тренировки, проектируют более "привлекательные" профессиональные роли и рабочие места.
При рассмотрении ситуации с этой точки зрения заслуживает внимания не только то, что думают психологи о своем будущем развитии, но и то, как оно оценивается их клиентами и руководством: считают ли они психологов способными помочь им; думают ли клиенты и представители администрации, что психологи действительно улучшают работу их служб и предприятий?
Диагностика конфликта в социальной психологии.
Методика разрешения конфликта
Можно ли достичь такого уровня личностного развития, когда человек сам, без чьей либо помощи может справиться со своими трудностями и обучиться методам эффективного разрешения конфликтов? Психолог А. Минделл считает, что да. Он предлагает использовать следующие стадии и методы разрешения конфликта[21]. 1. Избежание конфликта или его пони ...
Психологические аспекты эффективного общения: как
надо и как не надо слушать
Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания. Психологи Института психологии Чикаго разработали ряд практических советов и рекомендаций эффективного общения. Это следующие правила[19]. 1. Выясните свои привычки слушать. Каковы Ваши сильные стороны? Какие Вы делаете ошибки? Может, Вы судите о людях посп ...
Темперамент. Проблема и метод исследования
На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими способностями организма. [1]Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа великим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), который показал, что основным условием суще ...
