Психология труда » Психология труда и организационная психология

Психология труда и организационная психология
Страница 3

Вследствие быстрого расширения сферы исследований по психологии труда и организационной психологии специальным предметом для обсуждения становится ее отношение к другим смежным дисциплинам. С одной стороны, психологи испытывают все больший интерес к теориям, понятиям и методам из других областей знаний, особенно социологии и промышленной инженерии. Университетская программа подготовки требует от студентов, специализирующихся по психологии труда и организационной психологии, знакомства с литературой по многим смежным дисциплинам. С другой стороны, наблюдается возрастание интереса к психологии труда и организационной психологии со стороны представителей других наук. Социологи, занимающиеся проблемами труда и деятельностью организаций, знакомятся с соответствующей психологической литературой, а некоторые публикации по прикладной социологии можно считать психологическими, если строго придерживаться данного нами выше определения предмета психологии труда и организационной психологии.

Исследования показывают, что психологи все чаще приходят к мнению, что их функции могли бы выполняться и другими профессионалами-непсихологами.

В этой связи первыми вспоминаются специалисты, получившие образование в области социальных наук. Многие из современных психологов сталкиваются с совершенно новыми, только возникающими проблемами и обязанностями, но то же самое случается и со специалистами, получившими подготовку по другим дисциплинам. Таким образом, увеличивается область пересечений между различными видами профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что практические психологи, социологи, инженеры, занятые в промышленности, и другие специалисты часто сталкиваются с вопросами, которые вытекают не из теоретических воззрений, а являются насущными проблемами клиентов и руководителей предприятий. "Почему увеличивается количество прогулов?", "Почему у данной компании имеются трудности в найме неквалифицированных рабочих?", "Каким образом можно улучшить взаимодействие между управляющим звеном и персоналом предприятия?" - решение подобных проблем не может ограничиваться "территорией" одной отдельно взятой дисциплиной.

В поисках средств для решения поставленных проблем и возможностей для активного воздействия специалисты-практики не придерживаются каких-либо строгих "границ" между разными научными дисциплинами. Это особенно отчетливо проявляется при решении в реальной среде, определяемой высоким уровнем содержания результатов их работы.

Дискуссия отчетливо показала, что психологи действуют не в изолированной среде, их работа стимулируется обществом и вовлечена в решение важных социальных проблем, что служит достаточным основанием для продолжения более систематического обсуждения перспектив развития в рассматриваемой отрасли.

Психологи труда и организационные психологи работают для клиентов и руководителей организаций, помогают им решать проблемы и вносят свой вклад в реализацию "ценностных ориентации", то есть дают возможность и другим достичь того, что представляется значимым дня них, разрабатывают более совершенные системы вознаграждения за труд, отбирают на работу "наиболее подходящих" претендентов, создают более "эффективные" методы обучения и тренировки, проектируют более "привлекательные" профессиональные роли и рабочие места.

При рассмотрении ситуации с этой точки зрения заслуживает внимания не только то, что думают психологи о своем будущем развитии, но и то, как оно оценивается их клиентами и руководством: считают ли они психологов способными помочь им; думают ли клиенты и представители администрации, что психологи действительно улучшают работу их служб и предприятий?

Страницы: 1 2 3 4


Анализ результатов исследования
Анализ результатов исследования восприятия детского образа в телевизионной рекламе с помощью метода семантического дифференциала можно условно разделить на 2 блока: качественный анализ, в который входит построение диаграмм по полученным результатам; количественный анализ - позволяющий сравнить гендерный аспект восприятия рекламных телеви ...

Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием
Еще Н.К. Крупская писала: «Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [10]. Игра ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональн ...

Социальные роли
В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д.Мид и Р.Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции. Являясь членом тех или иных социальных групп, высту ...