Психология труда » Психология труда и организационная психология

Психология труда и организационная психология
Страница 3

Вследствие быстрого расширения сферы исследований по психологии труда и организационной психологии специальным предметом для обсуждения становится ее отношение к другим смежным дисциплинам. С одной стороны, психологи испытывают все больший интерес к теориям, понятиям и методам из других областей знаний, особенно социологии и промышленной инженерии. Университетская программа подготовки требует от студентов, специализирующихся по психологии труда и организационной психологии, знакомства с литературой по многим смежным дисциплинам. С другой стороны, наблюдается возрастание интереса к психологии труда и организационной психологии со стороны представителей других наук. Социологи, занимающиеся проблемами труда и деятельностью организаций, знакомятся с соответствующей психологической литературой, а некоторые публикации по прикладной социологии можно считать психологическими, если строго придерживаться данного нами выше определения предмета психологии труда и организационной психологии.

Исследования показывают, что психологи все чаще приходят к мнению, что их функции могли бы выполняться и другими профессионалами-непсихологами.

В этой связи первыми вспоминаются специалисты, получившие образование в области социальных наук. Многие из современных психологов сталкиваются с совершенно новыми, только возникающими проблемами и обязанностями, но то же самое случается и со специалистами, получившими подготовку по другим дисциплинам. Таким образом, увеличивается область пересечений между различными видами профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что практические психологи, социологи, инженеры, занятые в промышленности, и другие специалисты часто сталкиваются с вопросами, которые вытекают не из теоретических воззрений, а являются насущными проблемами клиентов и руководителей предприятий. "Почему увеличивается количество прогулов?", "Почему у данной компании имеются трудности в найме неквалифицированных рабочих?", "Каким образом можно улучшить взаимодействие между управляющим звеном и персоналом предприятия?" - решение подобных проблем не может ограничиваться "территорией" одной отдельно взятой дисциплиной.

В поисках средств для решения поставленных проблем и возможностей для активного воздействия специалисты-практики не придерживаются каких-либо строгих "границ" между разными научными дисциплинами. Это особенно отчетливо проявляется при решении в реальной среде, определяемой высоким уровнем содержания результатов их работы.

Дискуссия отчетливо показала, что психологи действуют не в изолированной среде, их работа стимулируется обществом и вовлечена в решение важных социальных проблем, что служит достаточным основанием для продолжения более систематического обсуждения перспектив развития в рассматриваемой отрасли.

Психологи труда и организационные психологи работают для клиентов и руководителей организаций, помогают им решать проблемы и вносят свой вклад в реализацию "ценностных ориентации", то есть дают возможность и другим достичь того, что представляется значимым дня них, разрабатывают более совершенные системы вознаграждения за труд, отбирают на работу "наиболее подходящих" претендентов, создают более "эффективные" методы обучения и тренировки, проектируют более "привлекательные" профессиональные роли и рабочие места.

При рассмотрении ситуации с этой точки зрения заслуживает внимания не только то, что думают психологи о своем будущем развитии, но и то, как оно оценивается их клиентами и руководством: считают ли они психологов способными помочь им; думают ли клиенты и представители администрации, что психологи действительно улучшают работу их служб и предприятий?

Страницы: 1 2 3 4


Разработка первоначальной формы опросника. Теоретическое определение
Итак, страх это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлена на источник действительности или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при которой реальная опасность угрожает от внешнего обьекта, а невротическая от требования влечения. В отл ...

Содержание общения
Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. На уроке истории учитель сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, школьник растолковывает своему товарищу теорему Пифагора, закон Кулона. Учащиеся — красные следопыты совместно разыскивают документы, вещи героев гражданской и Отечест ...

Б.Ф.Скиннер: Научающие-бихивиоральное направление
Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. «В поведенческом анализе человек ...