Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии

Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии
Страница 1

Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, неполная реализованность своего потенциала персоналом с большим стажем работы в различных сферах со всей остротой ставят вопросы целостного становления личности в профессии, установления форм, в которых оно происходит. Без решения этих задач невозможно качественное обучение и прогнозирование последующей успешности профессиональной деятельности.

Профессиональное становление личности рассматривается в работах многих авторов (Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков). Между тем оно является лишь частным случаем развития человека в процессе всего жизненного пути. Следовательно, зачастую выпадает анализ целостной личности профессионала, а сама периодизация его становления рассматривается как совпадающая с этапами жизненного пути, и потому жестко ограничена временными рамками.

В общей психологии наиболее значимым признаются для изложения взглядов на личностное становление профессионала, являются работы С. Л. Рубинштейна /41, с.44/. Он выделял два основных способа существования и, соответственно, два отношения человека к жизни. Первый способ - это жизнь, не выходящая за пределы связей, в которых живет человек, где всякое отношение - это отношение к отдельным явлениям, а не к жизни в целом. При таком отношении человек не является субъектом жизни, хотя и не выключается из нее, но не способен занять позицию вне ее с целью ее осмысления. Сама жизнь выступает здесь "почти как природный процесс"; человек поглощен ею, растворен в наличном бытии. Окружающая жизнь является как бы субъектом вместо человека. Здесь нравственность выступает как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние человека /41, с.341/, так как добро и зло здесь неразличимы. Этот способ характеризует человека, жизнь которого идет как бы сама собой, это жизнь, не выходящая за пределы раз и навсегда установившихся связей, жизнь-автомат.

Второй способ существования связан с появлением внутренней рефлексии, которая "приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее ." /41,с.352/. С появлением такой рефлексии связано ценностно-смысловое определение жизни. Именно с этим С. Л. Рубинштейн связывал возможность перехода к новому способу существования. В разрыве непосредственных связей и восстановлении их на новой основе заключается переход ко второму способу существования. С этого момента "начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых случаях к моральной неустойчивости), или другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе"/41,с.354/.

Перечисленные феномены, характеризуют некоторое переходное состояние, когда личность оказалась в ситуации невозможности жить по-прежнему, не может предохранить свою неустойчивую систему Я от разрушения. Это состояние иногда называют состоянием "утраты себя" /13, с.122/. Однако это состояние по существу нельзя назвать утратой себя: нельзя потерять то, чего не было, не осознавалось как некая отделенность от природы, от других. При первом способе существования, именно из-за невыделенности бытия из жизни-автомата никогда не возникало моральной неустойчивости.

На основании введенных С.Л.Рубинштейном двух способов жизненного пути, были разработаны три модуса человеческого существования: обладания, социальных достижений и служения. По мнению других отечественных психологов указанные модусы являются этапами становления личности профессионала[46,с.154]. Согласно закону трансформации этапов развития какого-либо явления в структурные уровни его организации /27/, можно прийти к выводу, что эти модусы отражают также уровни профессионализма.

По мнению С.Л.Рубинштейна модус жизнедеятельности - это целостная характеристика взаимодействия человека с миром, представленная множеством взаимосвязанных друг с другом отношений, которые определяют, каким образом структурируется все бытие человека. Модус жизнедеятельности определяет не только отношение к различным явлениям бытия человека, но и функционирование различных индивидуальных особенностей индивида. Под его воздействием находится формирование смысловой сферы личности, ценностей, потребностей /41, с.158/.

При этом в процессе становления профессиональной Я-концепции личности можно выделить две линии, одна из которых характерна для людей, которые только начинают осваивать профессию. Это такое состояние, когда индивид уже покинул некую событийную общность, но еще не обрел другую, более высокого уровня. Первая линия имеет своим итогом две возможности. Одна из них - это переход на следующий этап (модус социальных достижений). Вторая - это отказ от исканий и "остановка" на данном этапе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Уход (уклонение)
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности наличные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка. При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления: а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни д ...

Предъявление
Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и ...

Характеристика и строение человеческой деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, а также преобразует, свои способности и реализует потребности. В деятельности выражается творческий характер человека, бл ...