Исторически-философский подход к пониманию «Ки», а также интерес учёных
различных направлений к понятию «Ки». Объяснение этого понятия Уэсибой –
мастером айкидоСтраница 1
Человек, подобно другим созданиям или предметам, возникает «почти из ничего», из неделимой субстанции, из которой создана Вселенная. Христиане называют её «Богом», буддисты называют её «Буддой», члены Сока Гаккаи (необуддийской секты в Японии) называют её «Гохонзон». Всё это имена, данные различными культурами и на различных языках, одного и того же «предмета», подобно тому ка то, что мы называем «рука» по-русски, по-японски будет «тэ».
Абсолютный универсум изначально один. Появились две противоположные силы - и родился относительный, или «предметный» мир. Мы привыкли думать, что относительный мир, который мы видим и слышим вокруг себя, только один, забывая об абсолютном мире, который стоит за ним. Во Вселенной абсолютное количество Ки неизменно, в то время как сама Ки или энергия находится в непрерывном движении. Буддисты говорят: «Это то, что не рождается и не погибает. Оно не грязное и не безупречное. Оно не увеличивается и не уменьшается».
В 1974 году сын основателя айкидо Киссёмару Уэсиба проводил шестинедельный семинар во время летнего семестра в Фулертон-Колледже, штат Калифорния. Там был введён новый курс под названием «Развитие Ки». Это была попытка навести мосты между психологическим воспитанием, которое касалось исключительно сознания, и физическим воспитанием, которое имело дело только с телом. Но, в конечном счёте сознание и тело – это одно целое, между ними не существует никаких границ. Ум – это очищенное тело, тело – неочищенный ум. Киссёмару говорил, что неразумно рассматривать их как две отдельные вещи. Он в течение многих лет пытался внедрить в академических кругах представление о единстве сознания и тела. Коллеги в Японии прислушивались к нему. В Америке на это обратили внимание в Гавайском Университете и в Колледже Левиса и Кларка. И вот Фулертон-Колледж зашёл столь далеко, что ввёл новый курс.
В семинаре Киссёмары Уэсибы приняли участие более 300 человек, включая врачей, юристов, профессоров и студентов. Присутствовали д-ра Терри Гантер и Джордж Брид с кафедры психологии университета в Южной Дакоте, а также д-р Мелвин с кафедры физики и миссис Мелвин с кафедры музыки Пенсильванского университета. Присутствовали также д-р Стив Саймон, философ, и д-р Луа Сан Цзай, психолог из Фулертон-Колледжа. Доктор Цзай Вырастил и воспитал вместе собаку, кота и мышь, и статья об этом эксперименте была опубликована в Life Magazine. Он с иронией заметил, что человеческие существа не могут жить вместе, тогда как на это способны даже кошка с собакой. Этот учёный был выдвинут на соискание Нобелевской премии.
Киссёмару Уэсиба вёл занятия по развитию Ки в Айкидо в большом гимнастическом зале Фулертон-Колледжа, и каждый день в течение часа, отведенного на ланч, отвечал на вопросы, хотя он никогда не собирался читать лекции университетским профессорам. Однажды к нему обратился доктор Мелвин с вопросом:
- Звук и свет можно выразить математически. А можно ли сделать то же самое с Ки (энергией)? Кто-нибудь пытался это сделать?
По тому, как был задан вопрос, Киссёмару понял, что он думает о Ки, как о количестве колебаний в секунду, и что от него ускользает то, что лежит в самой основе. Поэтому мастер решил, насколько это возможно, объяснить ему всё с помощью математических терминов.
- Да, - сказал мастер Киссёмару, - это возможно.
- Вы можете дать мне математическое выражение для Ки? – серьёзно продолжал профессор.
- Конечно, - сказал мастер айкидо. – Основной объект математики – единица, не так ли? Доктор Мелвин кивнул.
- Вселенная одна. Человек один. Булыжник один. Все они иогут быть представлены с помощью числа «один», мастер поднял вверх палец.
- Вот единица. Если я уменьшу её размер вдвое, то, что останется будет всё той же единицей. Если я бесконечно буду уменьшать её вдвое, станет ли она когда-нибудь нулём?
- Нет, - сказал профессор, - не станет. Но ведь вы можете уменьшить не только её размер, но и её численное значение.
- Да, верно. И всё равно она не станет нулём. Если есть единица, всегда существует её половина. У половины – своя половина. Ки - это бесконечно большое множество бесконечно малых частиц.
Все зааплодировали. Это было не то, чего ждал доктор Мелвин, но это было определённо математическое объяснение.
Вот таким образом, не имея учёной степени в области математики, Киссёмару Уэсиба, мастер и сэнсэй Айкидо, в считанные минуты доказал существование того, чего нельзя увидеть, нельзя услышать, его нельзя пощупать и понюхать. Одним словом он доказал профессору существование Ки (энергии, духа) математическим путём – в чём очень плохо разбирался.
Его объяснение является современным переложением очень трудного отрывка из древнебуддийского текста Ханя Сингё. Если эту мысль выразить словами, её очень трудно ухватить, но выраженная подобным образом математически, она становится понятной даже ребёнку.
Явление и определение внимания
В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. К сожалению, сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания. Из всей массы окружающих его предме ...
Инновации
§ Развивающее обучение. § Уровневое дифференцированное обучение. § Интегрированное обучение. § Тестирование вновь поступивших учащихся с целью выявления уровня подготовки для определения их дальнейшего перспективного развития с учетом индивидуальных способностей. § Общешкольные речевые игры и речевые конференции. § Анкетирование для выяв ...
Эмпирическое исследование преодоления страхов у детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Описание экспериментальной
выборки и методов исследования
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда. Об этом мы уже не раз говорили, подчеркивая напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного соб ...