Измененные сознания » Основные понятия холотропного дыхания

Основные понятия холотропного дыхания
Страница 1

Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются: более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии побуждающая музыка помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице.

Последние тени сомнений полностью рассеялись в середине семидесятых годов, когда был разработан метод глубокого эмпирического самоисследования и терапии, который теперь называется холотропным дыханием, и систематически используется его в семинарах.

Этот метод, сочетающий в себе такие простые средства, как ускоренное дыхание, музыка и специально подобранные звуки, а также определенные виды телесной работы, способен порождать весь спектр переживаний, которые обычно наблюдается во время психоделических сеансов. При холотропном дыхании эти переживания, как правило, бывают более мягкими, и человек в большей мере способен их контролировать, но по своему содержанию они, в сущности, не отличаются от тех, что возникают во время психоделических сеансов, хотя и получены без помощи каких бы то ни было химических веществ. Главным катализатором здесь служит не мощное и таинственное психоактивное вещество, а самый естественный и фундаментальный физиологический процесс, какой только можно себе представить - дыхание.

Переживания, возникающие при холотропном дыхании, обладают чрезвычайно мощным целительным и преобразующим действием. Холотропные сеансы во многих случаях выводят на поверхность трудные эмоции и всевозможные неприятные физические ощущения. Их полное проявление дает возможность освободиться от их беспокоящего влияния. Общее правило холотропной работы состоит в том, что человек избавляется от проблемы, открыто встречаясь с ней лицом к лицу и прорабатывая ее. Это процесс очищения и освобождения от старых травм, который открывает путь для очень приятных или даже экстатических и трансцендентных переживаний и ощущений [15, с.78].

Перед началом процесса участники делятся на пары. Во время дыхательной сессии один человек является ситтером (от англ. sitter, сиделка, помощник), другой - холонавтом (дышащим).

Ситтер выполняет роль ангела-хранителя своего холонавта, человека, который помогает своему партнеру отправиться в путешествие. Задачи ситтера следующие:

Обеспечить безопасность своего холонавта. Это - самая первая и самая важная задача. Для ситтера в момент сессии его холонавт - царь и бог, единственное значимое существо на Земле.

Если холонавт начинает интенсивно двигаться - задача ситтера подушками и своим телом оградить своего холонавта от физических повреждений. (Например, если ваш холонавт начинает бить рукой о пол - подложите подушку). Если соседний холонавт может удариться о вашего - вы, как ситтер, становитесь стеной, ограждающей вашего холонавта. И т.д.

Обеспечить возможность аутентичного проявления для своего холонавта. Задача ситтера - создать условия, при которых ничто не нарушит поток переживаний его холонавта. В частности, это означает, что ситтер не при каких обстоятельствах не должен вмешиваться в процесс холонавта, если тот его об этом не попросит. Также ситтеру нельзя глазеть по сторонам и категорически запрещено разговаривать. (Любая разговорная речь сразу вышибает дышащего из процесса).

Кроме того, одна из главных обязанностей ситтера – не привносить свой процесс в процесс холонавта.

Известен классический отрицательный пример, приведенный у С.Грофа. Ситтер (женщина), решила, что ее холонавту нужна материнская любовь и со слезами на глазах обняла его во время дыхания. А ее холонавт переживал в это время, что он викинг, сражающийся с врагами. Как следствие, холонавт пережил "крутой облом" - поток его переживаний был разрушен.

Помочь холонавту снять напряжения, возникающие во время дыхания.

Подобная помощь осуществляется только по запросу дышащего. Если холонавт не просит ему помочь - ситтер не должен вмешиваться. Помощь в снятии физических напряжений осуществляется либо с помощью предоставления статической физической нагрузки на напряженные мышцы (об этом дается подробная инструкция на тренинге), либо с помощью разминания напряженных участков тела. Последний способ не рекомендуется, поскольку он: во-первых, не позволяет разрядить спазмированные области; во-вторых, ситтер "делает работу за холонавта".

Страницы: 1 2


Особенности личности младших школьников
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с учителями и сверстниками, включение в новый вид деятельности — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, формирует характер, волю. Конечно, моральное развитие и воспитание ...

Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации
Расширение информационной среды поставило перед исследователями ряд вопросов о природе взаимодействия информации и человека. Изучается специфика средств массовой информации (СМИ); то, как СМИ влияют на убеждения, мнения, поведение людей – иными словами, те эффекты, которые СМИ оказывают на "потребителей информации". В самом общ ...

Характеристика компонентов готовности к школьному обучению
Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциям ...