Проблема девиантного поведения в современном обществе. Факторы
и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществеСтраница 4
Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932 г. Н.И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители [17, с. 116].
Среди подростков, совершивших правонарушения А.И.Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин [14, с 99] в свою очередь выделяют следующие три типа:
1) последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
2) ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, право нарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией;
преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;
3) ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.
Аналогично В.Н. Кудрявцев [19] говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).
Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.
Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли.
Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.
Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.
В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку.
В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.
Проблемы возрастной психологии
В возрастной психологии проблемами можно считать несколько вопросов, постоянно присутствующих в деятельности ученого, исследующего закономерности развития психической реальности. Будем считать проблемой вопрос, на который нет однозначного ответа. Такие вопросы можно разделить на две (очень условные) категории: вечные вопросы (или проблем ...
Методика "Опросник профессиональных
предпочтений" (модификация теста Голланда)
Тест Голланда направлен прежде всего на исследование личностной направленности и склонности к выбору определенных групп профессий. Семиотика теста показана ниже: 1.Реалистический тип Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ло ...
План работы педагога–психолога на 2009-2010 учебный год
Сюда входят следующие разделы: 1.Психодиагностика -Психологическая коррекция -Психопрофилактика -Психологическое консультирование -Экспертная работа -Методическая работа 2. График работы педагога-психолога БОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7 I вида» 3. График коррекционно-развивающих зан ...