Другая психология » Девиантное поведение как проблема социальной работы » Проблема девиантного поведения в современном обществе. Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе

Проблема девиантного поведения в современном обществе. Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
Страница 3

Всего на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в 2000г. состояло 213 тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений и 88,4 тыс.несовершеннолетних, обучающихся в других образовательных учреждениях. Среди задержанных сотрудниками органов внутренних дел в 2000г. подростков было выявлено свыше 44 тыс. не имеющих даже начального образования [18].

Таким образом, в последние годы увеличивается число несовершеннолетних: учащихся общеобразовательных школ (в том числе не посещающих школу), воспитанников детских домов и школинтернатов, приютов, задержанных органами внутренних дел за хулиганство, воровство, склонность к токсикомании, наркомании и совершению тяжких административных правонарушений. Причины роста преступности среди несовершеннолетних во многом связаны с неблагополучием в семье, ослаблением воспитательной функции школы и детского дома, недостаточно эффективной работой по обеспечению занятости подростков.

Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь. Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств [31].

Современный отечественный исследователь Ю.А. Клейберг на примере подростковой девиантности раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение - это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним» [17, с. 17]. Для этого используются особые приемы: сленг, символика, мода, манера, поступок. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки.

Социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.

Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные). В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В. Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состояние. А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение) [17, с. 115].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Самосознание «Я»-роли и социальный статус
Социальный статус - это положение, занимаемое личностью в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Отношение к своему статусу играет важную роль в самооценке человека. Различают прирождённый статус, обусловленный полом, этнической принадлежностью, местом рождения, фамилией семьи, и приобретённый статус, определяющийс ...

Психология малых групп
Малая группа — малочисленная по составу, но относительно устойчивая совокупность людей, объединенная общими целями и задачами, в которой общественные отношения выступают в форме личных контактов. Минимальная численность группы — 2 человека (диада), максимальная — 20—40 человек. Оптимальной считается группа, состоящая примерно из 5—7 чело ...

Эмпирическое исследование преодоления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Описание экспериментальной выборки и методов исследования
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда. Об этом мы уже не раз говорили, подчеркивая напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного соб ...