Разрешение конфликтовСтраница 2
Поговорим теперь о характеристиках процесса взаимодействия. В данном вопросе очень важно понять, что важно и что не важно в процессе общения. Это поможет правильно анализировать процесс общения с другими людьми. Р. Бейлом разделил весь спектр межличностных взаимодействий на четыре категории, которые тоже, в свою очередь, могут быть раскрыты (таблица 1):
- область позитивных эмоций;
- область негативных эмоций;
- область решения проблем;
- область постановки проблем.
Таблица 1 – Четыре категории спектра межличностных отношений
|
Категория анализа взаимодействия |
Важнейшие поведенческие проявления |
|
Область позитивных эмоций |
Солидарность Снятие напряжения Согласие |
|
Область решения проблем |
Предложение, указание Мнение Ориентация других |
|
Область постановки проблем |
Просьба об информации Просьба высказать мнение Просьба об указании |
|
Область негативных эмоций |
Несогласие Создание напряженности Демонстрация антагонизма |
Анализируя частоту и форму проявления тех или иных категорий в ходе реального взаимодействия с человеком, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере разворачивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональное отвержение собеседников, и так далее. Этот анализ также поможет вам определить свою позицию в конфликте.
Давайте представим себе взаимодействие как процесс, разворачивающийся в системе координат. По оси Y мы расположим те стратегии взаимодействия, которые ориентированы на достижение участниками собственных целей. А по оси Х - стратегии, ориентированные на достижение целей партнеров по общению.
Соответственно, на каждой из шкал может быть выделена точка минимума и точка максимума. Тогда в соответствии с исходной мотивацией участников общения можно выделить пять основных стратегий их поведения в процессе взаимодействия:
- Стратегия противодействия (П) соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша. Человек ориентирован только на свои интересы и цели без учета целей партнеров по о6щению. Это конкуренция, силовое решение проблемы.
- Стратегия избегания (И) соответствует мотиву минимизации выигрыша другого. Смысл этой стратегии состоит в уходе от контакта, истинного взаимодействия, собственных целей ради исключения выигрыша другого.
- Стратегия уступчивости (У) ориентированна на реализацию мотива альтруизма. В этом случае человек жертвует собственными целями ради достижения цели партнером. Он приспосабливается к другому человеку и к ситуации в целом.
- Стратегия компромисса (К) позволяет реализовать мотив минимизации различий в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном достижении целей партнерами ради условного равенства.
Психология малых групп
Малая группа — малочисленная по составу, но относительно устойчивая совокупность людей, объединенная общими целями и задачами, в которой общественные отношения выступают в форме личных контактов. Минимальная численность группы — 2 человека (диада), максимальная — 20—40 человек. Оптимальной считается группа, состоящая примерно из 5—7 чело ...
Стандартизация и комплектность готовой методики.
Тестовые показатели сами по себе не имеют смысла. Их необходимо сопоставить с усреднёнными нормами. Для современных методик существует требование переводить сырые баллы в стандартные единицы. На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данн ...
Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическ ...
