Разрешение конфликтов
Страница 2

Поговорим теперь о характеристиках процесса взаимодействия. В данном вопросе очень важно понять, что важно и что не важно в процессе общения. Это поможет правильно анализировать процесс общения с другими людьми. Р. Бейлом разделил весь спектр межличностных взаимодействий на четыре категории, которые тоже, в свою очередь, могут быть раскрыты (таблица 1):

- область позитивных эмоций;

- область негативных эмоций;

- область решения проблем;

- область постановки проблем.

Таблица 1 – Четыре категории спектра межличностных отношений

Категория анализа взаимодействия

Важнейшие поведенческие проявления

Область позитивных эмоций

Солидарность

Снятие напряжения

Согласие

Область решения проблем

Предложение, указание

Мнение

Ориентация других

Область постановки проблем

Просьба об информации

Просьба высказать мнение

Просьба об указании

Область негативных эмоций

Несогласие

Создание напряженности

Демонстрация антагонизма

Анализируя частоту и форму проявления тех или иных категорий в ходе реального взаимодействия с человеком, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере разворачивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональное отвержение собеседников, и так далее. Этот анализ также поможет вам определить свою позицию в конфликте.

Давайте представим себе взаимодействие как процесс, разворачивающийся в системе координат. По оси Y мы расположим те стратегии взаимодействия, которые ориентированы на достижение участниками собственных целей. А по оси Х - стратегии, ориентированные на достижение целей партнеров по общению.

Соответственно, на каждой из шкал может быть выделена точка минимума и точка максимума. Тогда в соответствии с исходной мотивацией участников общения можно выделить пять основных стратегий их поведения в процессе взаимодействия:

- Стратегия противодействия (П) соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша. Человек ориентирован только на свои интересы и цели без учета целей партнеров по о6щению. Это конкуренция, силовое решение проблемы.

- Стратегия избегания (И) соответствует мотиву минимизации выигрыша другого. Смысл этой стратегии состоит в уходе от контакта, истинного взаимодействия, собственных целей ради исключения выигрыша другого.

- Стратегия уступчивости (У) ориентированна на реализацию мотива альтруизма. В этом случае человек жертвует собственными целями ради достижения цели партнером. Он приспосабливается к другому человеку и к ситуации в целом.

- Стратегия компромисса (К) позволяет реализовать мотив минимизации различий в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном достижении целей партнерами ради условного равенства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психология малых групп
Малая группа — малочисленная по составу, но относительно устойчивая совокупность людей, объединенная общими целями и задачами, в которой общественные отношения выступают в форме личных контактов. Минимальная численность группы — 2 человека (диада), максимальная — 20—40 человек. Оптимальной считается группа, состоящая примерно из 5—7 чело ...

Стандартизация и комплектность готовой методики.
Тестовые показатели сами по себе не имеют смысла. Их необходимо сопоставить с усреднёнными нормами. Для современных методик существует требование переводить сырые баллы в стандартные единицы. На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данн ...

Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие
Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическ ...