Введение
Страница 1

Актуальность исследования.

На протяжении всей истории психологии проблема предсказания и выявления причин поведения индивида всегда была актуальной. Исследование жизненных стратегий личности имеет комплексный характер. С одной стороны его актуальность обусловлена необходимостью объяснения социальных факторов кризиса жизненных ценностей на этапе экономических преобразований, потребностью осмысления новых моделей поведения и типов идентификации личности.

С другой стороны проблема выбора жизненной стратегии приобретает особую значимость для студенческого возраста, поскольку данный этап является периодом жизненного самоопределения, самореализации, а также связан с необходимостью выбора своего жизненного пути. Данная проблема особо остро встает именно в период ранней юности. Выбранная в данном возрасте стратегия впоследствие становится доминирующей, жизнеопределяющей (К. Хорни, К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова). Поэтому к проблеме ее выбора необходимо отнестись с должным вниманием, потому что зависит вся дальнейшая жизнь и судьба человека, соответственно его психологическое здоровье и уровень удовлетворенности жизнью.

На наш взгляд, проблема стратегий жизни как результата творческого приспособления личности интересна в контексте выявления ее отражения в ранних воспоминаниях личности, а также ее целях и ценностях. Именно в них наиболее ярко выражается жизненная стратегия уже на ранних этапах ее формирования (А. Адлер, Ю. М. Резник, Т. Е. Резник, Е. А. Смирнова).

Исследования жизненных стратегий личности.

В определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко – как система целей, планов и ценностных ориентации. На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе. [5, с. 67–70]

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались: А. Адлер, Ш. Бюллер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Данные исследования в отечественной литературе проведены, в частности, К.А. Абульхановой-Славской, Н.Ф. Наумовой, Т.Е. Резник, Ю.М. Резником, Е.А. Смирновым, известными своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

Исследования ранних воспоминаний личности.

Важность изучения детских воспоминаний и переживаний подчеркивалась многими зарубежными и отечественными психологами. Так, о феномене детских воспоминаний впервые заговорили в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер). Впервые о проблеме переживания в отечественной психологии писал Л.С. Выготский. Он предложил рассматривать переживание в качестве единицы анализа личности и среды, понимая под переживанием внутреннее отношение к тому или иному моменту действительности (Выготский Л.С., 1934). Позже С.Л.Рубинштейн назвал переживание "клеточкой внутренней жизни". Ф.Е. Василюк продолжил изучение феномена "переживания", создал теорию переживания как основу психотерапевтической работы со взрослыми людьми в критических жизненных ситуациях. Согласно его концепции, переживание - это деятельность, имеющая целью решать жизненные проблемы человека (Василюк Ф.Е., 1989).

Страницы: 1 2


Ассоциативный эксперимент
В единстве сознательной жизни личности -эмоцональность образует аспект, сторону, теснейшим образом взаимосвязанную со всеми остальными. Выражая положи­тельное или отрицательное отношение к предмету, на который оно направляется и который для него является привлекательным или отталкивающим, эмоция за­ключает в себе влечение, желание, стрем ...

Анализ и интерпретация групповых данных:
Тест №1: Данный тест помогал определить уровень избирательности внимания. Средние показатели по количеству найденных слов оказались очень высокими. Общее количество слов в данном тесте 25, у группы средний показатель 23,8, что говорит о высоком уровне избирательности внимания. Среднее время выполнения задания по группе 186,2 секунды. Есл ...

Качественная и количественная обработка результатов
В результате качественной обработки результатов были определены типы темперамента испытуемых, предпочитаемые ими профессии и виды профессиональной деятельности. Количественные данные использовались для статистической обработки. Исходя из гипотезы мы должны установить наличие либо отсутствие связи между определённым типов темперамента исп ...