Другая психология » Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире » Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации

Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации
Страница 4

Гуманистическая психология – это конгломерат достаточно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу и стремящихся построить методологию познания человека как уникального объекта исследования. Предметом изучения гуманистической психологии является целостный человек в его высших, специфических проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности: любовь, творчество, воля, ответственность, глубинные межличностные отношения. Основной мотивирующей силой человеческого поведения, гуманисты считают – реализацию индивидом своих способностей и возможностей.

Гуманистическая психология еще в 60-е годы ХХ столетия получила широкое распространение и приобрела славу "третьей силы" в западной психологии [12, 312]. Не директивная психотерапия и логотерапия, гуманистическая педагогика, социально-психологический тренинг – таковы основные отрасли ее практического применения.

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека.

Среди российских психологов начала ХХ века, которые поднимали вопросы в отношении мотивации человеческого поведения, выделяют А. Лазурского, Н. Ланге, Л. Выготского, Д. Узнадзе и др. Однако долгие годы, вплоть до 60-х годов, психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы более-менее продуманной и доведенной до определенного уровня законченности, считается концепция мотивации, созданная А. Леонтьевым – теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека [10,476].

Согласно концепции А. Леонтьева, все психологические особенности человека, в том числе и его мотивационная сфера, имеют свои источники в практической деятельности, где и формируются свойства личности. При этом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека, существуют отношения изоморфизма (взаимной ответственности). Иначе говоря, в самой деятельности проявляются составные, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом соответствуют потребности человека; системе деятельности, из которых она состоит, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - набор целей. Таким образом, в основе изменений, которые происходят с мотивационной сферой индивида, лежит система деятельностей, динамика развития которых, обусловливает изменения в мотивационной сфере человека, приобретение ею новых потребностей, мотивов и целей [8, 19].

Сегодня деятельностный подход в психологии развивается не только в станах бывшего Советского Союза, а также в странах Западной Европы, США, Японии, Латинской Америки.

Мотивационные концепции как разные способы пояснения, прогнозирования и руководства поведением, контрастируя между собой, иногда кажутся несовместимыми. Так, в "бихевиоризме реализован взгляд на детерминацию поведения внешне: конфигурация стимулов, компонентов ситуации – это основной, а в радикальном варианте единственный фактор детерминации поведения. Психоаналитическая традиция "смотрит на поведение из глубины. Гуманистическая теория – с вершины. Подход Левина "горизонтальный" и охватывает взаимодействие субъекта и окружения. Когнитивные теории мотивации "смотрят на поведение изнутри, но не из глубин [12,362]. Однако при всех противоречиях, между существующими теориями прослеживается их взаимодополнении.

Страницы: 1 2 3 4 5


Самоуважение, самооценка и мотивация социального поведения
Самоуважение является эмоциональной компонентой Я-концепции, как целостного представления человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и мест ...

Теоретические аспекты психологической безопасности образовательной среды. Основные подходы к понятию "образовательная среда"
Термин "среда" имеет достаточно широкое употребление, тем не менее, оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки как понятие. В самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Причем наряду с этим активно используется еще целый ряд терминов: "среда человека", "среда людей", &qu ...

Сценарный анализ
Впервые теория сценария жизни была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60х годов 20 в. В работе «принципы группового лечения» Берн определил сценарий жизни как «бессознательный жизненный план». Позднее, в книге «Что вы делаете после того, как говорите: «Здравствуйте»?» он дал более полное опре ...