Другая психология » Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире » Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации

Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации
Страница 4

Гуманистическая психология – это конгломерат достаточно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу и стремящихся построить методологию познания человека как уникального объекта исследования. Предметом изучения гуманистической психологии является целостный человек в его высших, специфических проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности: любовь, творчество, воля, ответственность, глубинные межличностные отношения. Основной мотивирующей силой человеческого поведения, гуманисты считают – реализацию индивидом своих способностей и возможностей. www.transfeature.ru

Гуманистическая психология еще в 60-е годы ХХ столетия получила широкое распространение и приобрела славу "третьей силы" в западной психологии [12, 312]. Не директивная психотерапия и логотерапия, гуманистическая педагогика, социально-психологический тренинг – таковы основные отрасли ее практического применения.

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека.

Среди российских психологов начала ХХ века, которые поднимали вопросы в отношении мотивации человеческого поведения, выделяют А. Лазурского, Н. Ланге, Л. Выготского, Д. Узнадзе и др. Однако долгие годы, вплоть до 60-х годов, психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы более-менее продуманной и доведенной до определенного уровня законченности, считается концепция мотивации, созданная А. Леонтьевым – теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека [10,476].

Согласно концепции А. Леонтьева, все психологические особенности человека, в том числе и его мотивационная сфера, имеют свои источники в практической деятельности, где и формируются свойства личности. При этом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека, существуют отношения изоморфизма (взаимной ответственности). Иначе говоря, в самой деятельности проявляются составные, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом соответствуют потребности человека; системе деятельности, из которых она состоит, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - набор целей. Таким образом, в основе изменений, которые происходят с мотивационной сферой индивида, лежит система деятельностей, динамика развития которых, обусловливает изменения в мотивационной сфере человека, приобретение ею новых потребностей, мотивов и целей [8, 19].

Сегодня деятельностный подход в психологии развивается не только в станах бывшего Советского Союза, а также в странах Западной Европы, США, Японии, Латинской Америки.

Мотивационные концепции как разные способы пояснения, прогнозирования и руководства поведением, контрастируя между собой, иногда кажутся несовместимыми. Так, в "бихевиоризме реализован взгляд на детерминацию поведения внешне: конфигурация стимулов, компонентов ситуации – это основной, а в радикальном варианте единственный фактор детерминации поведения. Психоаналитическая традиция "смотрит на поведение из глубины. Гуманистическая теория – с вершины. Подход Левина "горизонтальный" и охватывает взаимодействие субъекта и окружения. Когнитивные теории мотивации "смотрят на поведение изнутри, но не из глубин [12,362]. Однако при всех противоречиях, между существующими теориями прослеживается их взаимодополнении.

Страницы: 1 2 3 4 5


Опросник ДДО
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Содержание методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов ...

Результаты методики №3
Таблица анализа результатов методики № 3 Испытуемый Количество баллов Уровень Абдулин 40 Высокий Антропов 22 Средний Барбашева 8 Низкий Ведякина 31 Средний Габдулина 12 Низкий Галин 17 Средний Давлетбаева 3 Низкий Еникеев 7 Не выражено Елизарьев 21 Низкий Кирьянов 4 Не выражено Важно отметить что, наблюдая за учащимися данной группы, мож ...

Явление и определение внимания
В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. К сожалению, сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания. Из всей массы окружающих его предме ...