Другая психология » Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире » Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации

Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации
Страница 3

Новый этап изучения детерминации поведения начался в конце XIX века в связи с появлением теории З. Фрейда о неосознанной и сильной внутренней потребности человека. Этот ученый стал основателем психоаналитической теории, одним из основных положений которой является утверждение, что любое поведение человека (хотя бы частично) обусловлено неосознанными импульсами, а основой мотивации поведения является стремление удовлетворить врожденные инстинкты – соматические потребности организма, которые обеспечивают его энергией, являющихся источниками активности Индивид стремиться снизить напряжение до минимального уровня [2,36]. Согласно З. Фрейду, мотивация "представляет собой не биоэнергетику, а психоэнергетику, это ее динамическая характеристика, которая отражает психическую причину поведения" [4,48], что является важным моментом мотивационной концепции поведения. www.transpovolume.ru

Последователи З. Фрейда во многом отошли от позиций своего учителя, однако в каждой последующей теории сохранялся некоторый существенный элемент тождественности с фрейдизмом: либо базовые инстинктоподобные переживания, либо бессознательное, но чаще всего – взгляд на источники мотивации как на борьбу противоположных, непримиримых начал (дуализм).

Теория личности К. Левина и его концепция мотивации, по общетеоретическим подходам, может быть отнесена к гештальтпсихологии (от нем. форма, структура). Курт Левин, разделяя взгляды гештальттеории, пошел дальше своих современников в теоретическом анализе и эмпирических исследованиях. Он занимался не познавательными процессами, а регулятивными: мотивацией, целеполаганием, контролем поведения, что позволяет рассматривать его теорию как оригинальный и независимый подход.

Основным механизмом мотивации, по мнению К. Левина "является уравновешивание локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системы", для обозначения которой он использует как метафору понятие "поля" [3, 13]. Напряжение в определенной зоне этого поля и является потребностью. Потребности, согласно К. Левину, бывают базовые и квазипотребности (намерения и цели), что является прерогативой человека, т.е. он подчеркивал наличие у людей социальных стремлений.

Еще одно важное положение теории К. Левина – понятие в отношении основных детерминант человеческого поведения. Он считал, что поведение – это функция двух переменных: личности и окружения. Такой подход к исследованию проблемы мотивации человека был новаторским не только для современников ученого, но и для нашего времени. Б.В. Зейгарник писала, что он "выявил постоянную связь поведения человека с теми потребностями и мотивами, которые его понуждают; он показал, что человек всегда существует в определенной "актуальной ситуации", в каком-то "силовом психологическом поле", где каждая вещь существует не сама по себе, а в ее отношении к человеку, а точнее к его потребностям и стремлениям" [3,23]. Теория Курта Левина заложила основы многочисленных современных мотивационных теорий.

Гуманистические (от латин. человечный) теории мотивации Гуманистическая теория в психологии сформировалась в основном в 50-х годах ХХ столетия: (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Формм и др.). Она противопоставила себе с одной стороны, психоаналитическим теориям, которые представляли человека как существо, полностью зависящее от своих инстинктов и сильных внутренних потребностей, а с другой стороны, бихевиоризму, который критиковали из-за того, что он рассматривал психологию человека по аналогии с животными и объяснял человеческое поведение как полностью зависимое от внешних стимулов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Изучение развития игры детей с недостатками слухового восприятия
Известно, что любая игра активизирует ребенка, а значит и его развитие. Рассмотрим, как развиваются игры у детей с недостатками слухового восприятия и каким образом они способствуют развитию этих детей. В последние годы были определены особенности игр глухих детей, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании ли ...

Предмет конфликтологии и методы исследования
Необходимой предпосылкой всякого исследования являются определение его основных понятий, разработка понятийного аппарата. Понятия, категории, как известно, являются основными формами мышления, из которых состоят две другие важнейшие его формы - суждения и умозаключения. Понятия и категории - две формы мышления, близкие по своему содержан ...

Специфика развития игры детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия. Общая характеристика детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А.Н. Поросятникова, посвященная изучению особенност ...