Другая психология » Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире » Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации

Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации
Страница 2

Бихевиористские (от анг. поведение) теории мотивации возникли в начале ХХ века (Б. Скинер, К. Спенс, Э. Толмен, Д. Уотсон, К. Халл и др.).

По мнению бихевиористов, основой активности индивида является потребность, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня, что в свою очередь побуждает организм к активности. Причем речь идет только о физиологических потребностях человека, что мало отличается по своему содержанию от потребностей животных. www.transponet.ru

Классический бихевиоризм рассматривал как основной механизм мотивации стремление человека снятие или уменьшение напряжения, причиной которого стала вынужденная потребность (принцип гомеостаза) [2, 36].

Если рефлекторное реагирование является недостаточным для удовлетворения потребности, то необходимо научение, которое, по мнению бихевиористов, возможно при наличии потребности и подкрепления (того, что эту потребность способно удовлетворить). Тогда характер самого поведения, его направленность уже зависят от внешних факторов (стимулов). Таким образом, детерминантами поведения являются физиологические процессы и внешние стимулы (подкрепление). Образ, переживание, психическое воспроизведение мира не рассматривались как качества мотивов поведения не только животных, но и людей [12, 346-347].

Однако такая точка зрения была присуща только для самого радикального бихевиоризма. В дальнейшем появились признаки "размывания" радикализма, все сильнее звучали голоса в пользу внутренних детерминант поведения.

Для когнитивных (от латин. – мыслю) теорий мотивации (Дж. Аткинсон, Г. Келли, Д. Маккелланд и др.) общей особенностью было утверждение, что поведение человека "направляют знания, представления, мысли о том, что происходит во внешнем мире, о причинах и последствиях" [10, 145]. Причем, знания не являются простой совокупностью сведений: представления людей о мире программируют, проектируют будущее поведение. Поступки людей и их качество зависят не только от фиксированных потребностей, глубинных стремлений, но и от представлений о реальности, которые относительно изменяются [4,47].

Во второй половине прошлого столетия (после второй мировой войны) у людей обострилась потребность в стабильности и гармонии мира. Поэтому является закономерным, что в психологии появился ряд теорий, которые основой поведения объявили стремление человека к непротиворечию и гармонии. Примером таких концепций является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория баланса Ф. Хайдера.

Под когнитивным диссонансом Л. Фестингер понимал противоречия между двумя и больше когнициями (знаниями), пережитыми личностью как состояние дискомфорта, от которого она стремиться избавиться, обновить когнитивную гармонию [1, 49]. Именно это стремление является мощным мотивирующим фактором поведения и отношения человека к миру. Когнитивный диссонанс требует уменьшения напряжения и приводит к изменению поведения.

Теория баланса принадлежит Ф. Хайдеру, который при ее создании исходил из такого принципа: социальная ситуация может быть признана как совокупность элементов (людей, объектов) и связей между ними. Некоторые соединения элементов могут быть стойкими, т.е. сбалансированными, а другие – несбалансированными, и могут вызывать у людей чувство дискомфорта, напряжения, стремления сбалансировать ситуацию. Таким образом, одним из источников поведения человека, является потребность в гармонических отношениях.

Страницы: 1 2 3 4 5


Личность. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождени ...

Жесты
Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно до ...

Образование. Система формального образования как объект социологического изучения
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достиг­нутого уровня культурного ...