Введение

Актуальность исследования. Тема дипломной работы посвящена такому сложному вопросу, каким является игровая деятельность у детей с нарушением слуха. Проблеме развития ребенка в игровой деятельности посвящено много исследований. Интерес к этой теме объясняется, с одной стороны, ее сложностью, а с другой стороны, той особой функцией и ролью, которую она выполняет в развитии ребенка.

Актуальность темы заключается в том, что если в системе воспитания и развития детей проблемам игровой деятельности нормально развивающегося ребенка уделено очень большое внимание, то в теории и практике педагогической работы с глухими детьми эти вопросы остаются до сих пор недостаточно разработанными.

Между тем уже в 30-е годы Л.С. Выготским было выдвинуто положение о том, что аномальный ребенок, несмотря на все своеобразие, развивается по тем же законам, что и нормальный. Отсюда, в частности, следует, что в развитии детей с недостатками слухового восприятия игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников [8].

В последние годы были определены особенности игр детей с недостатками слухового восприятия, возможности и закономерности развития этих игр, их роль в формировании личности глухого ребенка. Так, например, было установлено, что глухого ребенка надо специально учить умению играть. Необходимо также руководить его играми. При отсутствии такого руководства задерживается развитие игры, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитие ребенка.

Проблеме детей с недостатками слухового восприятия посвящены работы Н.И. Беловой, Э.И. Леонгард, Е.Ф. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко. Для всех исследований данных авторов характерны поиски оптимальных условий обучения глухих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса их развития.

Эмилия Леонгард, ведущий специалист по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей, в своей книге «Я не хочу молчать», высказывается следующим образом «Проблемы глухих детей – на девять десятых не медицинские, а педагогические» [14, с. 154].

Игры и особенно сюжетно-ролевые игры способствуют развитию детей с недостатками слухового восприятия. Сама игра толкает детей к овладению все более сложными формами общения. Благодаря использованию в игре предметов-заменителей дети проходят первую ступень отвлечения (абстракции), в результате чего у них развивается мышление и речь [7].

Объект исследования: процесс развития игры детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия.

Предмет исследования:

Процесс

развития

сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия.

Цель исследования: изучить возможности формирования сюжетно-ролевой игры, как ведущим видам развития ребенка старшего дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия в процессе игровой деятельности.

Задачи исследования:

1) Изучить литературу по проблеме развития ребенка с недостатками слухового восприятия и особенностей развития его игровой деятельности.

2) Выявить особенности сюжетно-ролевой игры детей с недостатками слухового восприятия.

3) Провести работу по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия.

Гипотеза:

если в вести систематическую работу воспитателя по формированию сюжетно-ролевых игр, то уровень развития детей с недостатками слухового восприятия может приблизиться к возрастной норме.

Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, практические – наблюдение, эксперимент.


Результаты исследования и психоло еиче кая интерпретация.
Анализ результатов данного исследования, цель которого исследование взаимосвязи психологических характеристик личности (локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль) и конфликтного потенциала, и выявление временной динамики, проводился методами прикладной статистики. Применялись следующие методы: - метод ранговой корреляции Спи ...

Локомоция
Мышечная система позвоночных состоит из симметрично расположенных вдоль тела сегментов. Правда, посегментное расположение мышц выражено у хордовых слабее, чем у членистоногих и червей, а у высших представителей позвоночных оно сильно нарушено. Различают соматическую мускулатуру, обслуживающую эффекторные органы, и висцеральную – мускулат ...

Взаимоотношения подростков с их родителями
Огромный интерес представляет изучение проблем взаимоотношений между подростками и их родителями. Подростки переживают сложный период своей жизни, период становления личности и самоопределения. Для родителей подростков это тоже непростое время, когда все меняется в семейных отношениях. ...