Другая психология » Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов » Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей студентов, воспитывавшихся без отца

Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей студентов, воспитывавшихся без отца
Страница 1

Для проверки выдвинутой нами гипотезы были сформированы 4 группы: 2 экспериментальные и 2 контрольные, в состав которых вошли молодые люди женского и мужского пола. В экспериментальную группу вошли студенты, которые росли в неполной семье (без отца), а в контрольную группу – студенты, которые воспитывались в полной семье с отцом. Возраст испытуемых варьирует от 18 до 23 лет. В исследовании приняли участие всего 62 девушки и 20 юношей. Таким образом, мы рассматривали следующие группы:

· Экспериментальная группа девушек А

(в ее состав вошли девушки, воспитывавшиеся в семьях без отца);

· Контрольная группа девушек B

(в состав этой группы вошли девушки, воспитывавшиеся при участии отца);

· Экспериментальная группа юношей C

(группа включила в себя юношей, росших в семьях без отца);

· Контрольная группа юношей D

(в составе этой группы состояли юноши, воспитывавшиеся в полной семье).

В исследовании сравнивались результаты тестирования контрольных и экспериментальных групп у девушек и юношей отдельно. Анализируется только статистически достоверные различия на уровне значимости Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001. Полученные данные исследования представлены в таблицах и в приложении.

Испытуемым были предложены восемь методик: «Тест описания поведения К.Томаса», «Опросник УСК», «Тест Басса – Дарки», «Тест мотивации одобрения», «Опросник Леонгарда – Шмишека», «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири», «Пятифакторный тест (5FPQ)» и Анкета, направленная на выявление отношения к отцу (см. Приложение 2).

Тест описания поведения К.Томаса адаптирован Н.В.Гришиной и используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

· соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

· приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

· компромисс;

· избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

· сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

Опросник УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Опросник УСК состоит из 44 пунктов. Шкалы опросника УСК:

· Шкала общей интернальности (Ио);

· Шкала интернальности в области достижений (Ид);

· Школа интернальности в области неудач (Ин);

· Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис);

· Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип);

· Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им);

· Шкала интернильности в отношении здоровья и болезни (Из).

«Тест Басса – Дарки» содержит восемь шкал, позволяющих качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Тест мотивации одобрения диагностирует установки на социально-желательное поведение.

Опросник Леонгарда - Шмишека (характерологическая личностная методика) предназначена для диагностики типа акцентуации личности. Методика содержит десять шкал и состоит из 88 вопросов. Тест выявляет следующие типы акцентуации личности: Гипертимический тип, .Застревающий тип, .Эмотивный тип, Педантичный тип, Тревожный тип, Циклотимический тип, Демонстративный тип, Возбудимый тип, Дистимический тип и Экзальтированный тип.

Методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири в 1954 г. Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

«Пятифакторный тест (5FPQ)» Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» был разработан американскими психологами Р. Мак Крае и П. Коста, и усовершенствован японским исследователем Хийджиро Тсуйи. Методика была адаптирована А.Б. Хромовым в КГУ в 2000 году. Тест включает в себя пять суперфакторов: Экстраверсия - Интроверсия, Привязаность – Отделенность, Контролирование - Естественность Эмоциональность – Эмоциональная сдержанность, Игривость – Практичность, что позволяет относительно полно охарактеризовать личность, так как каждый полюс черты отражает её своеобразие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Свойства и индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент
Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологич ...

Константность и предметность
Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Восприятие не может быть ни истинно понято, ни правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности. У каждого вида восприятия есть специфические особенности и механизмы. Значение свойств об ...

Характеристика процессов памяти
В вязи с тем что память представляет собой сложную психическую деятельность, в ее составе можно выделить отдельные процессы. Основными процессами являются запоминание, сохранение (соответственно забывание), воспроизведение, узнавание. Как таковая деятельность памяти начинается с запоминания. В процессе запоминания происходит закрепление ...