Другая психология » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Профессионально значимые психофизиологические качества личности

Профессионально значимые психофизиологические качества личности
Страница 1

Знаете ли вы:

происхождение термина «личность»? Насколько велико разнообразие работающих представлений личности и какова ценность каждого из них? Что имеется в виду, когда мы говорим о том, что человек представляет из себя «на самом деле»? Что ваша личность проявляется не только в общении с другими людьми, но и в том, как вы думаете, ходите, пишите даже наедине с собой? Как проявления вашей личности зависят от непосредственной социальной ситуации, в которой вы находитесь? Какое отношение к природе личности имеет, например, высказывание «это на нее не похоже»? Что подразумевается под «чистыми» личностными типами и почему они не существуют в природе? Что означает утверждение, что каждый автор теории личности «кромсает природу как пожелает и только свой метод считает приемлемым» и насколько такое обвинение в адрес теоретиков справедливо?

Сокращенное изложение глав из книги Креч Д. Кратчфилд П.,Ливсон Н. Элементы психологии. Нью-Йорк, 1974.

Что в точности означает термин «личность»? Источником возникновения термина «личность» было, вероятно, одно из наиболее ранних определений: личность есть внешнее проявление индивидуальности –

как человек воспринимается окружающими и как

он

на них воздействует в римском театре маска актера называлась «личина» - лицо обращенное к аудитории).

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться для психолога одной из самых интригующих и самых трудных проблем. Разнообразие определений обнаружено как в поздних исследованиях личности (1937г. Г.Олпорт насчитал 50 определений личности, найденных в философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии), так и в более современных исследованиях (Л.Раппопорт, 1972).

Вот некоторые примеры определений личности из приводимых Раппопортом:

«Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других» (И.Сарнофф, 1962);

«Можно прийти к заключению, что личность – это комплексная гипотетическая конструкция, гипотетическая потому, что мы создаем ее на основании наблюдений за поведением индивида, комплексная в силу предложений о том, что она состоит из более мелких составляющих-свойств, потребностей.

Я, Эго, Суперэго и т. д.» (Е.Богман, Г.Уэлш 1964)

«Личность может быть определена

как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению)» (Д. Бирн, 1966)

Использование множества разнообразных определений расширяет и углубляет наше понимание личности. Такой подход был назван Дж.Келли (1963) конструктивным альтернативизмом.

Дж.Уигтинс и соавторы выделяют 3 основных подхода в изучении личности:

биологический, экспериментальный и психометрический. Таким образом, мы исходим из того, что личность есть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

В психологии существуют разные определения личности, сформулированные различными научными направлениями, что каждая психологическая школа обосновывает свою структуру личности. Анализ литературы по данной теме доказывает, что основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности мы спроектировали четырехкомпонентную структуру личности.

В фундаментальных трудах Л.Божович, В.Мерлина, К.Платонова убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов.

Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности личности: мотивы (намерения интересы, склонности, идеалы) ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, социальное положение) профессиональную позицию (отношение к профессии, установка, ожидание и готовность к профессиональному развитию. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности.

Страницы: 1 2 3


Содержание полового воспитания
Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи. К эт ...

Психологические особенности тяжело умственно отсталых детей разных клинических групп
Дети с синдромом Дауна. Среди детей с тяжелыми нарушениями интеллекта значительное место занимают те, у которых диагностирован синдром Дауна. Это заболевание обусловлено хромосомной патологией, когда вместо обычных 46 в клетке человека образуется 47 хромосом. Новорожденные с этим диагнозом встречаются с частотой 1: 600 — 900. Половина их ...

Различие в причинах и последствиях разводов в современных традиционных семьях
Рушится семья — рушится государство М. Мовтень За последнее время произошло резкое снижение прочности семьи. Так, если по стране в 1950 году на 100 браков приходилось лишь 3 развода, то к началу 70-х — уже 28. Сегодня этот показатель превышает 40. По количеству разводов мы уже занимаем второе место в мире, после шведов. По сравнению с 19 ...