Другая психология » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Профессионально значимые психофизиологические качества личности

Профессионально значимые психофизиологические качества личности
Страница 2

Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализуются, образуя самостоятельную подструктуру.

В.Д.Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности.

Таким образом, профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.

Таким образом можно привести перечень основных профессионально значимых качеств личности (используемых при составлении аналогической профессиограммы)

1. Мышление, интеллект

1) продуктивное (творческое) – репродуктивное;

2) наглядно-образное;

3) наглядно-действенное;

4) словесно-логическое;

5) интуитивное - логическое;

6) общая эрудиция;

7) специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.

2. Восприятие, пороги чувствительности

1) зрительное, цветоразличение;

2) слуховое;

3) тактильное;

4) кинетическое;

5) вкусовое;

6) межличностное, социальное.

3. Память

1) произвольная и непроизвольная;

2) долговременная, кратковременная;

3) логическая;

4) образная;

5) эмоциональная;

6) сенсомоторная (двигательная).

4. Внимание

1) произвольное;

2) устойчивое и неустойчивое.

5. Свойства нервной системы

1) сила;

2) подвижность;

3) уравновешенность;

4) лабильность и динамичность.

6. Коммуникативные характеристики

1) экстравертированность-интровертированность;

2) готовность к лидерству;

3) коммуникативные способности;

4) речь;

5) такт;

6) чувство юмора.

8. Мотивация

1) профессиональные интересы;

2) устойчивость мотивов;

3) согласованность мотивов.

9. Ценностно-нравственные характеристики

1) иерархия ценностей;

2) бескорыстие;

3) честность;

4) ответственность;

5) самокритичность.

10. Волевые характеристики

1) смелость, решительность;

2) целеустремлённость;

3) эмоциональная устойчивость;

4) склонность к риску.

11. Психофизиологические характеристики человека

1) физическая сила;

2) выносливость;

3) утомляемость.

Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.

Страницы: 1 2 3


Школа памяти
Первые экспериментальные методы изучения мнемических про­цессов были предложены Германом Эббингаузом. В 1885 году он опубликовал фундаментальный труд, озаглавленный “Uber das Gedächtnis”, в котором он описывал метод заучивания (или метод последовательных воспроизведений) и метод сбереже­ния, равно как и основные результаты, полученн ...

Труд как вид деятельности
Труд — основной вид человеческой деятельности. Производными от труда являются игра и учение. В высших совершенных формах человеческого труда, которые отражают сущность человека, находят выражение и развитие душевные силы, замыслы, чувства — личности. Эти моменты переходят друг в друга и в сочетании образуют единое целое. Труд — это социа ...

Поза
Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. ...