Профессионально значимые психофизиологические качества личностиСтраница 2
Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализуются, образуя самостоятельную подструктуру.
В.Д.Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности.
Таким образом, профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.
В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.
Таким образом можно привести перечень основных профессионально значимых качеств личности (используемых при составлении аналогической профессиограммы)
1. Мышление, интеллект
1) продуктивное (творческое) – репродуктивное;
2) наглядно-образное;
3) наглядно-действенное;
4) словесно-логическое;
5) интуитивное - логическое;
6) общая эрудиция;
7) специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.
2. Восприятие, пороги чувствительности
1) зрительное, цветоразличение;
2) слуховое;
3) тактильное;
4) кинетическое;
5) вкусовое;
6) межличностное, социальное.
3. Память
1) произвольная и непроизвольная;
2) долговременная, кратковременная;
3) логическая;
4) образная;
5) эмоциональная;
6) сенсомоторная (двигательная).
4. Внимание
1) произвольное;
2) устойчивое и неустойчивое.
5. Свойства нервной системы
1) сила;
2) подвижность;
3) уравновешенность;
4) лабильность и динамичность.
6. Коммуникативные характеристики
1) экстравертированность-интровертированность;
2) готовность к лидерству;
3) коммуникативные способности;
4) речь;
5) такт;
6) чувство юмора.
8. Мотивация
1) профессиональные интересы;
2) устойчивость мотивов;
3) согласованность мотивов.
9. Ценностно-нравственные характеристики
1) иерархия ценностей;
2) бескорыстие;
3) честность;
4) ответственность;
5) самокритичность.
10. Волевые характеристики
1) смелость, решительность;
2) целеустремлённость;
3) эмоциональная устойчивость;
4) склонность к риску.
11. Психофизиологические характеристики человека
1) физическая сила;
2) выносливость;
3) утомляемость.
Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.
Локомоция
Мышечная система позвоночных состоит из симметрично расположенных вдоль тела сегментов. Правда, посегментное расположение мышц выражено у хордовых слабее, чем у членистоногих и червей, а у высших представителей позвоночных оно сильно нарушено. Различают соматическую мускулатуру, обслуживающую эффекторные органы, и висцеральную – мускулат ...
Психологическое соотношение Востока и Запада по К.Г. Юнгу с элементами
исторических хроник
В настоящее время стало модно интересоваться тем, что покрыто тайной, где тонкая связь различных понятий была закрыта для европейцев. Многое, конечно, ещё скрыто от чужого взора, и это, конечно, правильно. Но что касается боевых искусств, здесь нет никакой тайны, но сначала, конечно, нужно изучить и понять восточную культуру и природу пр ...
Противоречивый характер
профессионального самоопределения на
современном этапе
Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормо ...