Другая психология » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Профессионально значимые психофизиологические качества личности

Профессионально значимые психофизиологические качества личности
Страница 2

Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализуются, образуя самостоятельную подструктуру.

В.Д.Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности.

Таким образом, профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.

Таким образом можно привести перечень основных профессионально значимых качеств личности (используемых при составлении аналогической профессиограммы)

1. Мышление, интеллект

1) продуктивное (творческое) – репродуктивное;

2) наглядно-образное;

3) наглядно-действенное;

4) словесно-логическое;

5) интуитивное - логическое;

6) общая эрудиция;

7) специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.

2. Восприятие, пороги чувствительности

1) зрительное, цветоразличение;

2) слуховое;

3) тактильное;

4) кинетическое;

5) вкусовое;

6) межличностное, социальное.

3. Память

1) произвольная и непроизвольная;

2) долговременная, кратковременная;

3) логическая;

4) образная;

5) эмоциональная;

6) сенсомоторная (двигательная).

4. Внимание

1) произвольное;

2) устойчивое и неустойчивое.

5. Свойства нервной системы

1) сила;

2) подвижность;

3) уравновешенность;

4) лабильность и динамичность.

6. Коммуникативные характеристики

1) экстравертированность-интровертированность;

2) готовность к лидерству;

3) коммуникативные способности;

4) речь;

5) такт;

6) чувство юмора.

8. Мотивация

1) профессиональные интересы;

2) устойчивость мотивов;

3) согласованность мотивов.

9. Ценностно-нравственные характеристики

1) иерархия ценностей;

2) бескорыстие;

3) честность;

4) ответственность;

5) самокритичность.

10. Волевые характеристики

1) смелость, решительность;

2) целеустремлённость;

3) эмоциональная устойчивость;

4) склонность к риску.

11. Психофизиологические характеристики человека

1) физическая сила;

2) выносливость;

3) утомляемость.

Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.

Страницы: 1 2 3


Черты личности
При выборе черт личностей мы руководствуемся главным образом материалами справочника Р. Стогдилла. Были отобраны наиболее часто упоминаемые в различных исследованиях личностные черты, обусловливающие эффективность руководства. К их числу относятся: · доминантность, · уверенность в себе, · эмоциональная уравновешенность, · стрессоустойчив ...

Самооценка= успех: притязания.
Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки: 1. устойчивую адекватную самооценку; 2. неад ...

Донаучное изучение сознания
Характерно, что в донаучные исторические эпохи проблема сознания была связана прежде всего с измененными состояниями сознания. В той или иной мере такой подход к сознанию сохранялся, претерпев некоторые изменения, вплоть до появления экспериментальной психологии как науки и философско-теоретического обоснования проблемы сознания у Декарт ...