Другая психология » Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов » Роль отца в формировании личности ребенка. Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка

Роль отца в формировании личности ребенка. Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка
Страница 3

Стиль взаимоотношений можно представить в виде некоторого континуума, на одном полюсе которого безоговорочно царит авторитарность, на другом - демократия, а в центре находится нейтральный стиль взаимоотношений. [26]

Крайняя, вопиющая авторитарность взаимоотношений будет представать в насилии (побоях и т. п.), проявляясь в виде мотива принуждения. Далее, по степени ее уменьшения последовательно будут идти угроза насилием и вытекающий из него страх; внушение уважения и следующее из него раболепное восхищение; напоминание о своем «взрослом» положении и предполагаемое им слепое послушание; твердое указание «делай то-то и то-то» и подразумеваемое им уже более разумное повиновение, и, наконец обещание неких благ и, как следствие, стремление к ним. Для юношества подобные (вытекающие всего-навсего из стиля взаимоотношений!) средства воздействия попросту неприемлемы, тем более что результаты их использования вполне предсказуемы: авторитарность порождает, пассивную, послушную, но совершенно безынициативную, лишенную всяческой самостоятельности личность; по контрасту же - бунтаря и негативиста, причем в первом случае взаимоотношения родителей и детей станут целиком и полностью односторонними, а во втором - просто прервутся и, возможно, навсегда.

Эффективность семьи в подготовке юношей и девушек к семенной жизни во многом определяется положением, которое они в ней занимают, т. е. прежде всего наличием четкой определенности прав и обязанностей, участием в обсуждении семейных проблем и информированностью о внутри- и внесемейных проблемах. К сожалению, во многих семьях этого нет, и результатом подобного (осознанного или бессознательного) отстранения юношей и девушек от выполнения бытовых обязанностей и участия в обсуждении общесемейных дел и проблем обычно выступает их низкая включенность в семью, своеобразное отчуждение и отстранение от нее, проявляющиеся далее в потере семьей влияния на их поведение, помыслы и чувства. Социологические исследования показывают, что более половины городских школьников участвуют только в трех, не требующих особых знаний и умений видах домашних дел - покупке продуктов, уборке дома и мытье посуды. Приготовление пищи, починка одежды и бытовых приборов, оплата счетов в сберкассе, проверка выполнения домашних заданий у младших - словом, все то, что реально способствует формированию сознательного отношения к семейной жизни, подготавливает к выполнению всего связанного с нею комплекса функций, для большинства из них остается «тайной за семью печатями». Самое же, пожалуй, парадоксальное заключается в том, что ученики девятых-десятых классов - без пяти минут семьянины - имеют меньше домашних обязанностей, чем лишь эпизодически задумывающиеся о браке и семье чем шести или восьмиклассники!

Страницы: 1 2 3 


Анализ результатов исследования
В нашем исследовании приняли участие 40 подростков (20 девочек и 20 мальчиков) учащихся краснодарской СОШ № 48 и ЦДОД «Малая академия», средний возраст которых 14,2 лет. Им был предложен описанный выше комплекс диагностических методик и 45 минут времени для работы с ним. После чего результаты были подвергнуты количественному анализу и за ...

Свойства внимания.
Наряду с направленностью, процесс внимания характеризуют следующие свойства: активность (степень включения сознания и воли субъекта в процесс внимания); концентрация (степень сосредоточения на объекте); устойчивость (длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени); переключаемость ( ...

Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула
Мы получили в наследство от своих далеких предков набор определенных качеств и эмоций, позволяющих им как-то определить свое отношение к окружающему миру и лучше приспосабливаться к нему. Страх, как тень, преследовал человека с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергающегося опасностям. Но его страх имел ...