Другая психология » Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов » Роль отца в формировании личности ребенка. Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка

Роль отца в формировании личности ребенка. Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка
Страница 1

"Все мы родом из детства", "Все - и хорошее, и плохое человек получает в семье". Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем.

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Конечно, развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании семьянина: так, если раньше молодая семья могла основываться на прочном опыте родственников и соседей, то теперь семенные ориентации стали в значительной степени определяться социальной средой обучения или организованного отдыха. Однако сужение этих воспитательных функций ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности. Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты условно подразделяют на три группы. Первая - это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая - это внутри - и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Эта группа факторов полностью сохраняет свое значение на селе, но, увы, основательно ослабла в городе (по данным социологических исследований свыше 40 процентов московских школьников не имеют постоянных домашних обязанностей). Третья группа - это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий. [25]

Первые две группы факторов (первая больше, вторая относительно меньше) представлены педагогикой семейных отношений. Великий советский педагог А. С. Макаренко в своей "Книге для родителей" писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!".

Если воспользоваться традиционной схемой различения сфер семейных отношений (хозяйственно-бытовые, нравственно-психологические, интимно-личные), то тогда окажется, что первая группа факторов охватывает нравственно-психологическую "ипостась" этих отношений, тогда как вторая – хозяйственно-бытовую.

Воспитание необходимых для семейной жизни качеств (таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие) более всего и происходит в незримой, но чрезвычайно влиятельной области педагогики отношений, дефекты которой порождают последующие отклонения в поведении. [3]

Важной областью этих отношений выступают "горизонтальные" взаимоотношения между супругами-родителями и прочими взрослыми членами семьи и близлежащего семейного окружения - взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально-психологического климата семьи.

В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие. Сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимную поддержку. Паритет - ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов. Соревнование - желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм - резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество.

Страницы: 1 2 3