Другая психология » Психологические направления » Классификация психических явлений

Классификация психических явлений

Предварительно следует отметить, что психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы, которые направлены на познание человеком окружающего его мира. Сюда входят: ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения и т.д.) восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление и воображение.

Ощущение — это отражение свойств предметного объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор. Иногда термином «восприятие» обозначатся также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

Различают еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека: его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы, в поведении человека (активность, возбудимость и т.д.), характер.

Помимо психических процессов и психических свойств личности, выделяют еще и психические состояния. Психические состояния — это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течение этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражительности, активности, пассивности и т.д.).

Психические состояния — это еще и психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. Примерами психического состояния могут быть бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности, переживание. Психические состояния так или иначе характеризуют психику человека, определяют своеобразие разных психических процессов. Например, восприятие художественной картины сопровождается определенным эстетическим психическим состоянием, которое может перейти в новое состояние под впечатлением от этой картины уже после ее восприятия.


Расписания одного дня психолога-педагога
График работы педагога-психолога Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат №7 I вида Каган Людмилы Самуиловны Понедельник 10.00-16.00 1. Экспертная работа 10.00-12.00 2. Организационная работа 12.00-13.20 3. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная работа) 13.20-15.00 4. Консультативная работа (индивидуальные ...

Роль отца в формировании личности ребенка. Стили семейного воспитания в полной семье его значение в становлении личности ребенка
"Все мы родом из детства", "Все - и хорошее, и плохое человек получает в семье". Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство насел ...

Эмпирическое исследование проблемы влияния детско-родительских отношений на межличностные отношения старших дошкольников. Организация исследования
Изучение детско-родительских отношений в семье дает ключ к пониманию того, как воздействуя на эти отношения, можно влиять на межличностные отношения старших дошкольников к сверстникам. Гипотеза: предполагается, что есть связь между детско-родительскими отношениями в семьях и межличностными отношениями старших дошкольников; проведение спе ...