Другая психология » Психологические направления » Возрастная психология и ее составляющие

Возрастная психология и ее составляющие

Возрастное развитие связано с тем, что в определенные периоды в психике появляются новообразования. Например, к ним относятся субъективная готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста или чувство взрослости у подростков. В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. Для каждого периода характерна своя ведущая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований в развитии личности человека. Внутри ведущей деятельности происходят подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

Значение ведущей деятельности для психического развития зависит прежде всего от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения. Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой ведущей деятельности не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. А тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе ведущая деятельность занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе.

Необходимо отметить отличающую человека неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых, в том ' числе самых благоприятных, условиях жизнедеятельности ребенка различные психические проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Такие периоды называют сензитивными, т.е. особенно чувствительными к соответствующим внешним воздействиям.

Сензитивность зависит от закономерностей органического созревания мозга, а также от того, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств. Следовательно, сензитивные периоды — это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств).

Например, чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным.


Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в детском доме
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной ж ...

Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте
Изучению межличностных отношений в дошкольных группах посвящено достаточное число исследований. Именно на дошкольных возрастных уровнях удается проследить трансформацию требований, предъявляемых к ребенку извне, в требования, которые он адресует своим сверстниками и самому себе, в эталоны нравственной оценки и самооценки. Я.Л. Коломински ...

Обработка и интерпретация результатов исследования
Количественный анализ результатов исследования особенностей базовых убеждений личности студентов ПУ 11 представлены в таблицах 1, 2 (приложение 2). В таблице 3 представлены сводные данные по диагностике трех категорий базовых убеждений студентов ПУ 11, составляющих ядро субъективного мира: 1 Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В ...