Другая психология » Психологические направления » Возрастная психология и ее составляющие

Возрастная психология и ее составляющие

Возрастное развитие связано с тем, что в определенные периоды в психике появляются новообразования. Например, к ним относятся субъективная готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста или чувство взрослости у подростков. В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. Для каждого периода характерна своя ведущая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований в развитии личности человека. Внутри ведущей деятельности происходят подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности. www.psychologyland.ru

Значение ведущей деятельности для психического развития зависит прежде всего от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения. Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой ведущей деятельности не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. А тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе ведущая деятельность занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе.

Необходимо отметить отличающую человека неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых, в том ' числе самых благоприятных, условиях жизнедеятельности ребенка различные психические проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Такие периоды называют сензитивными, т.е. особенно чувствительными к соответствующим внешним воздействиям.

Сензитивность зависит от закономерностей органического созревания мозга, а также от того, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств. Следовательно, сензитивные периоды — это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств).

Например, чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным.


Особые состояния сознания
Ученые нередко трактуют сознание как особое состояние психики человека. Именно в этом состоянии человек обычно находится, когда не спит, нормально, адекватно воспринимает то, что происходит с ним самим и вокруг него. При этом определении сознания оно может исчезать, появляться и меняться по силе и отчетливости проявлений. Но при этом и в ...

Методы развития эмоционального интеллекта
По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частнос ...

Методы лечения
Вылечить алкоголизм можно двумя методами - медикаментозным и психотерапевтическим, но чаще всего они применяются в комплексе. В современной медицине используется как лечение травами, народными средствами, нетрадиционными способами так и новейшими препаратами. Одной из наиболее эффективных методик является кодирование, основанное на психо ...