Другая психология » Психологические направления » Рефлекс как основной механизм нервной деятельности

Рефлекс как основной механизм нервной деятельности

С точки зрения современной науки нервная система — совокупность нейронов, соединенных при помощи синапсов в клеточные цепи, которые действуют по принципу отражения, т.е. рефлекторно. Рефлекс (от лат.reflexus — «повернутый назад», «отраженный») — реакция организма на раздражение, осуществляемая при помощи нервной системы.

Первые представления об отраженной деятельности мозга были высказаны в 1649 г. французским ученым и философом Рене Декартом (1596—1650). Он рассматривал рефлексы как простейшие движения. Однако со временем понятие расширилось. В 1863 г. создатель русской школы физиологов И. М. Сеченов произнес фразу, вошедшую в историю медицины: «Все акты сознательной и бессознательной деятельности по способу происхождения суть рефлексы».

Другой русский ученый, И. П. Павлов, создал учение о высшей нервной деятельности. Рефлексы, лежащие в ее основе, Павлов разделил на безусловные, с которыми человек рождается, и условные, приобретаемые в течение жизни. Структурная основа любого рефлекса — рефлекторная дуга. Самая короткая состоит из трех нейронов и функционирует в пределах туловища. Она включается при раздражении рецепторов (от лат.recipio — «принимать»); ими служат чувствительные нервные окончания или специальные клетки, преобразующие то или иное воздействие (например, свет или звук) в биопотенциал (от гр.bios — «жизнь» и лат.potential-сила»). По центростремительным—афферентным (от лат.affero—«приношу») — волокнам сигналы поступают к первому(чувствительному) нейрону, расположенному в спинно-мозговом узле. Он пропускает через себя первоначальную информацию, которую мозг через доли секунды преобразует в привычные ощущения. По аксону чувствительной нервной клетки импульсы следуют ко второму нейрону — промежуточному (вставочному). Он находится в задних отделах, так называемых задних рогах, спинного мозга. Отсюда сигналы поступают в передние рога, к третьему — двигательному — нейрону. Аксон двигательной клетки выходит за пределы спинного мозга вместе с другими эфферентными (от лат.effero — «выношу») волокнами в составе нервных корешков и нервов. Они передают сигналы центральной нервной системы рабочим органам — мышцам, железам, сосудам. Чувствительный и двигательный нейроны — альфа и омега простой рефлекторной дуги: с одного она начинается, другим заканчивается. В сложных рефлекторных дугах образуются восходящие и нисходящие клеточные цепи, соединенные каскадом вставочных нейронов.

Таким образом осуществляются двусторонние связи между головным и спинным мозгом.


Классическая высшая ступень AT
Иоган Шульц считал вторую ступень AT наиболее важной для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона. Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга. Освоивший высшую ступень AT. Овладевает возможностью вызывать и удерживать перец с ...

Исследование агрессии старшего дошкольника. Методика исследования агрессии старшего дошкольника «Несуществующее животное»
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воо ...

Анализ коммуникативных навыков мужчин и женщин. Проведение тестирования, на коммуникационные способности группы людей
Для анализа коммуникативных навыков была выбрана группа людей. Состоящая из десяти человек, пять мужчин и пять женщин, возрастной группы от 20 до 40 лет. Для них был представлена анкета «Определение коммуникативных способностей», им нужно было отвечать на все вопросы данной анкеты. Свободно выражать свое мнение по каждому вопросу и отвеч ...