Научно-исследовательская деятельность А.Р. ЛурияСтраница 3
Хорошо известны работы А.Р. Лурия в области дефектологии. Предметом исследования были нарушения психических функций у детей с разными формами умственной отсталости. Экспериментально было подтверждено одно из основных положений специальной психологии, согласно которому при умственной отсталости в первую очередь нарушаются механизмы формирования высших психических функций, связанные с участием речевой системы. Благодаря этим исследованиям появилась возможность дифференцированного подхода к разным формам умственной отсталости. Это имело не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Безусловен вклад А.Р. Лурия в психофизиологию. На протяжении всего своего научного творчества он проявлял большой интерес к физиологическим методам исследования и физиологической интерпретации психологической науки. Изучалась глазодвигательная система с целью выявления механизмов управления «глазодвигательных центров». Было установлено, что глазодвигательная система обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от других моторных систем.
В течение многих лет с помощью психофизиологических методов Лурия со своими сотрудниками занимался изучением физиологических механизмов регулирующей роли речи и ее нарушений в контексте нейропсихологических проблем. Этой теме он посвятил свои работы «Лобные доли»(1966), «Функции лобных долей мозга»(1982) и др. В Институте нейрохирургии АМН СССР проводились систематические исследования с помощью методов А.Р. Лурия, и был получен большой фактический материал, который уточнил сведения о различиях функционального состояния спокойного и работающего мозга и показал дифференцированное участие разных областей мозга в физиологическом обеспечении различных видов психической деятельности. А.Р. Лурия считал, что настоящая «психологически ориентированная физиология» должна быть направлена на изучение не отдельных реакций, а целостных видов психической деятельности.
Анализируя научное творчество А.Р. Лурия, нельзя не отметить его общего отношения к эксперименту (и в целом – к практике) как к критерию истинности психологического знания. Он был блестящим экспериментатором, успешно работавшим в самых различных областях психололгии, начиная от исторической и заканчивая психофизиологией. Как и Выготский, А.Р. Лурия считал, что только результаты конкретных экспериментальных исследований могут рассматриваться в качестве доказательства справедливости той или иной гипотезы или теории. Для него эксперимент не существовал вне теории, и было чуждо экспериментирование вне научной теории. Его эксперименты всегда имели научно-естественное методологическое и теоретическое обоснование. Именно поэтому качественный анализ фактов был для него первичным по отношению к количественному. Этот подход к экспериментальной работе актуален сейчас как никогда.
Профессионально значимые психофизиалогические качества
личности и их профессиональная обусловленность
Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы ...
Эмпирическое исследование особенностей личностных черт женщин-менеджеров. Актуальность темы, организация исследования.
В России сейчас происходит развитие и формирование профессиональной управленческой культуры. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к личности руководителя. Так как от его организаторских, интеллектуальных, коммуникативных, предпринимательских, и личных качеств зависит продуктивность, профессионализм сотрудников и микроклимат в ор ...
Толкование сновидений
Мы находим путь к пониманию ("толкованию") сновидения, допуская, что наши воспоминания о сновидении являются не истинным его процессом, а лишь фасадом, за которым этот процесс скрывается, здесь мы имеем разделение между явным содержанием сновидения и скрытыми мыслями , содержащимися в нем. Процесс, который образует первое из вт ...
