Ощущения

Ощущение — это простейший элемент человеческого сознания и познания, на котором построены очень сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения, восприятия и представления есть как у человека, так и у животных. Ощущения человека отличаются от ощущений животных, они опосредованы его знаниями. Выражая то или иное свойство вещей и явлений, человек тем самым осуществляет элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями и опытом. У человека происходит ощущение воздействия того или иного предмета или явления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют в данный момент времени на органы чувств человека или животного. Особенностью ощущений является их сиюминутность и непосредственность. Ощущения возникают сразу при соприкосновении органов чувств с объектами материального мира. Ощущения существуют очень короткий промежуток времени, по истечении которого они преобразуются в восприятия. Свойства ощущений:

1) качество — качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй (цвет, запах, температура, вкус и т.д.);

2) интенсивность — это количественная характеристика, которая определяет силу действующего раздражителя и функциональное состояние рецептора (например, более высокая или низкая температура);

3) длительность — это временная характеристика, которая определяется состоянием органа чувств. Модальная классификация ощущений:

1) обоняние;

2) осязание;

3) вкус;

4) зрение;

5} слух.

Классы ощущений по систематизации английского физиолога И. Шерингтона

1) экстерорецептивные. Эти ощущения возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения). Различают дистантные и контактные ощущения;

2) интерорецептивные. Эти ощущения сигнализируют об ощущениях организма, воздействие происходит на рецепторы, которые расположены во внутренних органах организма (боль, голод, жажда, насыщение);

3) проприорецептивные. Данный вид ощущений подает сигналы в мозг о движениях и расположениях различных частей тела, рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях (давление, прикосновение, вибрация, фактурность). Ощущения человека бесконечно многообразны. Выделяют следующие критерии классификации ощущений:

1) по месту расположения рецепторов;

2) по наличию или отсутствию контактов рецептора с раздражителем;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;

4) по виду раздражителя.


Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов
Великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о нужде как учительнице жизни, положили начало научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональн ...

Мотивация познавательной деятельности
Познавательные потребности рассматриваются как необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира, как интегративное свойство формирующейся личности младшего школьника, являющегося субъектом учебной деятельности. Специфика познавательных потребностей проявляется в понимании младшими школьниками необходимости: п ...

Воображение и речь
Исследования показали, что очень мощный шаг в развитии воображения совершается в непосредственной связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как установлено, знаменует собой и задержку развития воображения. Э. Блейлеру и его школе мы обязаны ...