Ощущения

Ощущение — это простейший элемент человеческого сознания и познания, на котором построены очень сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения, восприятия и представления есть как у человека, так и у животных. Ощущения человека отличаются от ощущений животных, они опосредованы его знаниями. Выражая то или иное свойство вещей и явлений, человек тем самым осуществляет элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями и опытом. У человека происходит ощущение воздействия того или иного предмета или явления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют в данный момент времени на органы чувств человека или животного. Особенностью ощущений является их сиюминутность и непосредственность. Ощущения возникают сразу при соприкосновении органов чувств с объектами материального мира. Ощущения существуют очень короткий промежуток времени, по истечении которого они преобразуются в восприятия. Свойства ощущений:

1) качество — качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй (цвет, запах, температура, вкус и т.д.);

2) интенсивность — это количественная характеристика, которая определяет силу действующего раздражителя и функциональное состояние рецептора (например, более высокая или низкая температура);

3) длительность — это временная характеристика, которая определяется состоянием органа чувств. Модальная классификация ощущений:

1) обоняние;

2) осязание;

3) вкус;

4) зрение;

5} слух.

Классы ощущений по систематизации английского физиолога И. Шерингтона

1) экстерорецептивные. Эти ощущения возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения). Различают дистантные и контактные ощущения;

2) интерорецептивные. Эти ощущения сигнализируют об ощущениях организма, воздействие происходит на рецепторы, которые расположены во внутренних органах организма (боль, голод, жажда, насыщение);

3) проприорецептивные. Данный вид ощущений подает сигналы в мозг о движениях и расположениях различных частей тела, рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях (давление, прикосновение, вибрация, фактурность). Ощущения человека бесконечно многообразны. Выделяют следующие критерии классификации ощущений:

1) по месту расположения рецепторов;

2) по наличию или отсутствию контактов рецептора с раздражителем;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;

4) по виду раздражителя.


Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в детском доме
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной ж ...

Формирующий этап эксперимента по исследованию влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников. Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношен
Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?»), но прикладными характеристиками («Что с этим делать?»). В практической деятельности этот вопрос связан с пониманием того, на что именно необходимо делать упор во взаимодействии с родителями, если возникает необхо ...

Труд как вид деятельности
Труд — основной вид человеческой деятельности. Производными от труда являются игра и учение. В высших совершенных формах человеческого труда, которые отражают сущность человека, находят выражение и развитие душевные силы, замыслы, чувства — личности. Эти моменты переходят друг в друга и в сочетании образуют единое целое. Труд — это социа ...