Ощущения

Ощущение — это простейший элемент человеческого сознания и познания, на котором построены очень сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения, восприятия и представления есть как у человека, так и у животных. Ощущения человека отличаются от ощущений животных, они опосредованы его знаниями. Выражая то или иное свойство вещей и явлений, человек тем самым осуществляет элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями и опытом. У человека происходит ощущение воздействия того или иного предмета или явления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют в данный момент времени на органы чувств человека или животного. Особенностью ощущений является их сиюминутность и непосредственность. Ощущения возникают сразу при соприкосновении органов чувств с объектами материального мира. Ощущения существуют очень короткий промежуток времени, по истечении которого они преобразуются в восприятия. Свойства ощущений:

1) качество — качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй (цвет, запах, температура, вкус и т.д.);

2) интенсивность — это количественная характеристика, которая определяет силу действующего раздражителя и функциональное состояние рецептора (например, более высокая или низкая температура);

3) длительность — это временная характеристика, которая определяется состоянием органа чувств. Модальная классификация ощущений:

1) обоняние;

2) осязание;

3) вкус;

4) зрение;

5} слух.

Классы ощущений по систематизации английского физиолога И. Шерингтона

1) экстерорецептивные. Эти ощущения возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения). Различают дистантные и контактные ощущения;

2) интерорецептивные. Эти ощущения сигнализируют об ощущениях организма, воздействие происходит на рецепторы, которые расположены во внутренних органах организма (боль, голод, жажда, насыщение);

3) проприорецептивные. Данный вид ощущений подает сигналы в мозг о движениях и расположениях различных частей тела, рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях (давление, прикосновение, вибрация, фактурность). Ощущения человека бесконечно многообразны. Выделяют следующие критерии классификации ощущений:

1) по месту расположения рецепторов;

2) по наличию или отсутствию контактов рецептора с раздражителем;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;

4) по виду раздражителя.


Эмоции и информация, хранящаяся в памяти
Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться - не могли собрать всю информацию, необходимую для адекватной реакции. Пешеход, неожиданно выскочивший прямо перед нашей машиной, неожиданный резкий звук, непредвиденная в ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКА АУТОИДЕНТИФИКАЦИИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА Э.Г. ЭЙДЕМИЛЛЕРА КАРТОЧКА «А» Я — прирожденный пессимист, настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозь черные очки: жизнь мне часто кажется бессмысленной, во всем вижу лишь мрачные стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот должно случить ...

Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. Организация и методика исследования
Цель нашего диплома – поиск эффективной программы формирования у дошкольника всех компонентов готовности к школьному обучению в условиях детского сада. Предмет исследования – готовность к обучению в школе и условия ее формирования. Объект исследования – дети 6-7 летнего возраста - воспитанники подготовительной группы дошкольного образова ...