Исследование

Нами было проведено исследование в четырех семьях. Сначала подростку и его родителям было предложено пройти опросник Айзенка по определению темперамента (см. приложение). Затем было проведено интервью (см. приложение) с подростками, были заданы вопросы, касающиеся их отношений с родителями. Далее перед нами стояла задача выявить, как отношения в семье зависят от темперамента ребенка и родителей.

В результате проведения исследования нами было выявлено, что в большинстве своем темперамент членов семьи отражается в семейных отношениях.

В семье, где мать и дочь холерики, а отец сангвиник, мать бурно реагирует на поведение дочери, на ее поступки и неудачи, отец же относится к этому спокойней. Мать интересуется жизнью ребенка (школьной, личной), отец же проявляет меньший интерес. Родители чувствуют настроение ребенка и готовы поддержать его в трудную минуту, что свойственно их темпераментам.

Отношения в семье складываются хорошо, присутствует взаимопонимание, но все-таки они не стабильны из–за столкновения двух холериков (ребенку часто хочется уйти из дома), но наличие человека с сильной нервной системой уравновешивает их.

В семье, где присутствуют три холерика, отношения складываются не легко. Общее состояние в семье подросток оценивает как раздраженное. В данной семье родители следят за каждым шагом подростка (не разрешают приходить поздно домой, следят за личной и школьной жизнью) и в большинстве случаев не довольны его поступками. Родители не видят личность в подростке. Это вызывает бурную реакцию подростка – холерика, что приводит к частым конфликтам в семье. Иногда родители в порыве чувств не замечают проблем подростка и не поддерживают его в трудную минуту. Поэтому ребенку часто хочется уйти из дома. В семье, где нет человека со стабильной нервной системой, отношения очень напряженные, каждый день на грани скандала.

В семье, где два сангвиника (мать, подросток) и флегматик (отец), отношения складываются легко. Они построены на полном взаимопонимании (нет жесткого контроля личной и школьной жизни подростка). Неудачи, ошибки ребенка принимаются спокойно. Отношения доверительные. Правда иногда родители не в состоянии оценить настроение подростка, и порой легкомысленно относятся к его проблемам. При этом они видят в подростке личность. Ссоры в данной семье случаются редко, поэтому ребенку очень редко хочется уйти из дома. В семье, где все обладают устойчивой нервной системой, отношения складываются куда лучше, чем в семьях, выше описанных.

В семье, где подросток и мать – флегматики, а отец – холерик, отношения складываются в большинстве случаев стабильно. Мать и отец по-разному реагируют на проблемы ребенка. Мать относится спокойно и пытается помочь подростку советом, отец же вспыльчивее относится к неудачам подростка. Поэтому иногда случаются мелкие ссоры, но они быстро заканчиваются миром. проблемы часто возникают из – за непонимания стиля подростка. Мать – флегматик часто смотрит консерваторки на одежду подростка, или же музыку, которую он слушает. Отец иногда тоже резко реагирует на стиль. Тотального контроля жизни подростка нет, но родители стараются быть в курсе дел подростка. Семья часто собирается вместе. Порой подростку хочется уйти из дома, но это желание вскоре затухает. В целом отношения складываются стабильно.

Выводы. Проанализировав отношения в исследуемых семьях, мы пришли к выводу, что темперамент членов семьи влияет на отношения между ними. В семьях, членами которых являются обладатели ‘‘стабильных’’ темпераментов (флегматик, сангвиник) отношения складываются более легко, чем в семьях, состоящих из людей с холерическим темпераментом. Подростки оценивают эти отношения как менее напряженные, неконфликтные, теплые

В целом можно заключить, что темперамент членов семьи сказывается на общей эмоциональной обстановке в семье.


Анализ контрольного этапа эксперимента
Перед проведением контрольного этапа эксперимента, мы сделали предварительные выводы о том, что цели и задачи коррекционной работы были успешно достигнуты, так как постепенно дети научились выделять в себе и окружающих индивидуальные особенности; совместно разрешать проблемные ситуации, различать эмоциональные состояния, выражать свои чу ...

Мотивация учебной деятельности школьников и студентов
Для мотивации учебной деятельности предложил свою классификацию П. М. Якобсон (1969). Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей ...

Психологическое воздействие кодирования
Включает в себя такие методы, как «Довженко» и «НЛП». Данная процедура может быть проведена подготовленным врачом психиатром-психотерапевтом, имеющим специальное высшее медицинское образование, посредством специфического психологического воздействия. При правильном проведении процедуры не происходит дезорганизации психической или физичес ...