Виды мышления

В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — тип мышления, при котором мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Исторически наглядно-действенное мышление является наиболее ранним видом мышления человека. С этого вида началось развитие мышления, у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, в то время когда умственная деятельность еще не выделилась из предметно-практической деятельности. Именно с этого вида началось развитие мышления в онтогенезе. В доказательство этому приведем пример: ребенок решает задачи, непосредственно оперируя предметом. Наглядно-действенное мышление возникает у человека в первый год его жизни, сохраняясь и развиваясь на протяжении всей его жизни. Этот тип мышления используется, когда необходимо решать мысленные задачи непосредственно в процессе практической деятельности. Примером тому могут служить как примитивные действия ребенка, так и решение сложных инженерных задач. Например, испытания модели самолета в аэродинамической трубе (в процессе эксперимента принимаются практические решения по усовершенствованию образца). Этот вид мышления распространен у людей, занятых производственной деятельностью, результатом которой является создание какого-либо материального продукта.

Наглядно-образное мышление от предыдущего отличается тем, что здесь материалом, используемым для решения задач, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы.

Такой тип мышления используется творческими людьми, литераторами, работниками искусства.

В процессе решения творческих задач соответствующие образы или извлекаются из памяти, или создаются в воображении людей.

Наглядно-образное мышление позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать окружающую действительность.

Словесно-логическое мышление отличается тем, что задача здесь решается в словесной форме. Этот тип мышления позволяет оперировать наиболее отвлеченными понятиями, часто не имеющими прямого образного выражения, такими как, например, экономические понятия (цена, количество, отоимость); социальные (государство, общество, государственный строй); моральные (честность, нравственность, долг). Это тип мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы, общества, человечества. Используя этот тип мышления, человек способен наиболее обобщенно решать мыслительные задачи.


Виды деятельности
У человека имеется множество различных видов деятельности. Они соответствуют человеческим потребностям. Основные виды деятельности: 1) общение — деятельность, возникающая в процессе индивидуального развития человека. Оно направлено на обмен информацией между людьми, установление взаимопонимания, оказание влияния и взаимопомощи. Может быт ...

Эмпирическое исследование проблемы влияния детско-родительских отношений на межличностные отношения старших дошкольников. Организация исследования
Изучение детско-родительских отношений в семье дает ключ к пониманию того, как воздействуя на эти отношения, можно влиять на межличностные отношения старших дошкольников к сверстникам. Гипотеза: предполагается, что есть связь между детско-родительскими отношениями в семьях и межличностными отношениями старших дошкольников; проведение спе ...

Сенсорные способности, таксисы
Специфические условия, в которых живут насекомые, далеко идущее приспособление двигательной активности при обилии и разнообразии качественно весьма различных агентов среды, управляющих их поведением, – все это обусловило появление у данных животных многих, и притом своеобразно устроенных, органов чувств. Большую роль в жизни насекомых иг ...