Виды мышления

В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — тип мышления, при котором мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Исторически наглядно-действенное мышление является наиболее ранним видом мышления человека. С этого вида началось развитие мышления, у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, в то время когда умственная деятельность еще не выделилась из предметно-практической деятельности. Именно с этого вида началось развитие мышления в онтогенезе. В доказательство этому приведем пример: ребенок решает задачи, непосредственно оперируя предметом. Наглядно-действенное мышление возникает у человека в первый год его жизни, сохраняясь и развиваясь на протяжении всей его жизни. Этот тип мышления используется, когда необходимо решать мысленные задачи непосредственно в процессе практической деятельности. Примером тому могут служить как примитивные действия ребенка, так и решение сложных инженерных задач. Например, испытания модели самолета в аэродинамической трубе (в процессе эксперимента принимаются практические решения по усовершенствованию образца). Этот вид мышления распространен у людей, занятых производственной деятельностью, результатом которой является создание какого-либо материального продукта.

Наглядно-образное мышление от предыдущего отличается тем, что здесь материалом, используемым для решения задач, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы.

Такой тип мышления используется творческими людьми, литераторами, работниками искусства.

В процессе решения творческих задач соответствующие образы или извлекаются из памяти, или создаются в воображении людей.

Наглядно-образное мышление позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать окружающую действительность.

Словесно-логическое мышление отличается тем, что задача здесь решается в словесной форме. Этот тип мышления позволяет оперировать наиболее отвлеченными понятиями, часто не имеющими прямого образного выражения, такими как, например, экономические понятия (цена, количество, отоимость); социальные (государство, общество, государственный строй); моральные (честность, нравственность, долг). Это тип мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы, общества, человечества. Используя этот тип мышления, человек способен наиболее обобщенно решать мыслительные задачи.


Мимика
Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражени ...

Компонент научения.
Согласно теории социального научения, дети, наблюдая за взрослыми, начинают понимать, что один из способов получить желаемое – приобрести знания и развивать свои навыки. Они могут, например, заметить, что спортсмен, которым они восхищаются, получает большие деньги и признание. В результате начинают подражать тем, кем восхищены. Они одева ...

Проблемы общения в социально-психологических исследованиях. Характеристика проблем общения
И в процессе работы, и в личной жизни мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем в межличностные коммуникации. Коммуникации – это средство обоюдного воздействия людей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда один человек оказывает влияние на поведение другого человека. Это может происходить даже тогда, когда ...