Виды мышления

В психологии выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — тип мышления, при котором мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Исторически наглядно-действенное мышление является наиболее ранним видом мышления человека. С этого вида началось развитие мышления, у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, в то время когда умственная деятельность еще не выделилась из предметно-практической деятельности. Именно с этого вида началось развитие мышления в онтогенезе. В доказательство этому приведем пример: ребенок решает задачи, непосредственно оперируя предметом. Наглядно-действенное мышление возникает у человека в первый год его жизни, сохраняясь и развиваясь на протяжении всей его жизни. Этот тип мышления используется, когда необходимо решать мысленные задачи непосредственно в процессе практической деятельности. Примером тому могут служить как примитивные действия ребенка, так и решение сложных инженерных задач. Например, испытания модели самолета в аэродинамической трубе (в процессе эксперимента принимаются практические решения по усовершенствованию образца). Этот вид мышления распространен у людей, занятых производственной деятельностью, результатом которой является создание какого-либо материального продукта.

Наглядно-образное мышление от предыдущего отличается тем, что здесь материалом, используемым для решения задач, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы.

Такой тип мышления используется творческими людьми, литераторами, работниками искусства.

В процессе решения творческих задач соответствующие образы или извлекаются из памяти, или создаются в воображении людей.

Наглядно-образное мышление позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать окружающую действительность.

Словесно-логическое мышление отличается тем, что задача здесь решается в словесной форме. Этот тип мышления позволяет оперировать наиболее отвлеченными понятиями, часто не имеющими прямого образного выражения, такими как, например, экономические понятия (цена, количество, отоимость); социальные (государство, общество, государственный строй); моральные (честность, нравственность, долг). Это тип мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы, общества, человечества. Используя этот тип мышления, человек способен наиболее обобщенно решать мыслительные задачи.


Сценарий Побежденного (Жертвы).
Побежденный (Жертва), наоборот, это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не в самом достижении или чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта. Если человек решил стать известным генералом, пошел в армию и с позором был оттуда выгнан, он Побежденный (Жертва). Если его политическая карьера законч ...

Теоретический анализ феномена психологической безопасности образовательной среды
Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном - в связи с профессиональной деятельнос ...

Социальная природа деятельности личности
Человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания. Совместность (общение и ...