Методология психологии

Задачи социальной психологии:

1) исследование проблем социальной психологии, которые взаимодействуют с другими науками;

2) необходимость пересмотра социально-психологических проблем в связи с произошедшими социальными изменениями в нашей стране;

3) исследование этнических, экономических, классовых, политических, идеологических явлений;

4) исследование изменений, которые произошли в массовом сознании, общественных интересах и настроениях;

5) анализ роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с зарубежной социальной психологией.

Классификация и взаимосвязь уровней методологии социальной психологии:

1) всеобщая, или философская, методология. В эту классификацию входят философские принципы и требования, которые вытекают из законов и категорий философии;

2) общенаучные методы. К ним относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение и эксперимент;

3) специальные и собственные методы:

а) методы воздействия (социально-психологические тренинга);

б) методы социально-психологического исследования (методы сбора и обработки информации, изучение результатов деятельности,

опросы, тестирование, эксперимент и др.);

4) частные методики — взаимосвязь методов

социально-психологического исследования.

Научный метод, который применяется В психологии, основывается на допущении о природе физического и психического мира;

а) упорядоченность. Физическая и психологическая природа имеет свою упорядоченность. Отдельные феномены находятся в системных отношениях. Все события следуют друг за другом в строго определенной последовательности, которая подвергается наблюдению;

б) детерминизм. Согласно этому принципу в природе все порождается действием материальных причин и законов. Эти события имеют причину. Это означает, что психологический феномен имеет предыдущие обстоятельства, которые вызывают к жизни какой-нибудь случай;

в) эмпиризм. Определяется практикой полагаться на наблюдение и экспериментирование. Эмпирическое исследование строится на измерениях, которые выражены в числовой форме. Не все данные, которые собраны эмпирическим путем, валидны. Они не обладают валидностью, если избирательно подобраны для поддержки заранее составленного;

г) экономия доводов. Постулат экономии доводов позволяет ученым переходить от конкретных данных к общим положениям. Закон экономии доводов важен для формулировки обобщений ряда наблюдений.


Психология преступного деяния
Понятие о психологической структуре преступного деяния В основе всех уголовно-правовых построений, в основе самого понятия преступления лежит понятие волевого действия. Психологический анализ преступного деяния - это анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния. Преступление как волевое действие индивида ос ...

Социализация младшего школьника
Рассмотрев понятие «социализация» нам необходимо рассмотреть, как же она протекает в младшем школьном возрасте. Но сначала обратимся непосредственно к самому младшему школьному возрасту с точки зрения педагогики (В.Р.Ясницкой) и с точки зрения психологии (В.С.Мухиной). Итак, младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) сточки зрения псих ...

Формирование мотивации учения школьников.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие учени ...