Психология малых групп

Малая группа — малочисленная по составу, но относительно устойчивая совокупность людей, объединенная общими целями и задачами, в которой общественные отношения выступают в форме личных контактов.

Минимальная численность группы — 2 человека (диада), максимальная — 20—40 человек. Оптимальной считается группа, состоящая примерно из 5—7 человек.

Виды групп:

1) искусственные (создаются специально для решения конкретных задач) и естественные;

2) формальные (поведение в ней регулируется установленными нормативными правилами) и неформальные (основной признак добровольное объединение на основе интересов, симпатии, пользы и иного, не регулируемое нормативными актами);

3) референтные. В такие группы объединяются индивиды, которые признают нормы, принятые в какой-то иной группе, на которую они ориентируются;

4) нормативные (в ней принят ряд норм, регулирующих поведение индивида) и сравнительные (является для индивида эталоном, с помощью которого он оценивает себя и окружающих);

5) конгломераты (неорганизованные временные объединения людей с общими интересами, при отсутствии общих целей и ценностей), кооперация (организованная группа людей, отношения которых носят деловой характер, подчинены достижению конкретной цели), корпорация (группа людей, объединенных, внутренними целями, не выходящими за их рамки, стремящаяся осуществить эти цели любым способом), коллектив (группа, для которой характерны прочность, стабильность, устойчивое взаимодействие, сплоченность, подчинен-ность определенному порядку). Отношения в малой группе определяются следующими параметрами:

1) статусом — положением индивида в группе, которое определяет его права, обязанности и привилегии;

2) престижем — отражением в сознании группы положения конкретного индивида, которое характеризует степень доверия и уважения к нему;

3) ролью — образцом поведения, который ожидается от конкретного индивида, имеющего определенный статус в группе и пользующего определенным престижем. Сплоченность группы определяется как степень единения членов данной общности, которая связана с наличием общих целей, задач, интересов. Развитие сплоченности происходит в процессе совместной деятельности. Сплоченность группы означает, что существование ее в данном составе не просто возможно, но наиболее целесообразно, что все члены разделяют цели групповой деятельности и ценности, связанные с ней.

Взаимоотношения между людьми в составе группы определяют социально-психологический климат группы. Один из показателей социально-психологического климата — конфликтные ситуации в группе.


Эмоции и информация, хранящаяся в памяти
Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться - не могли собрать всю информацию, необходимую для адекватной реакции. Пешеход, неожиданно выскочивший прямо перед нашей машиной, неожиданный резкий звук, непредвиденная в ...

Виды деятельности
У человека имеется множество различных видов деятельности. Они соответствуют человеческим потребностям. Основные виды деятельности: 1) общение — деятельность, возникающая в процессе индивидуального развития человека. Оно направлено на обмен информацией между людьми, установление взаимопонимания, оказание влияния и взаимопомощи. Может быт ...

Выводы
Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности. Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи любовь - важнейший мотив ...