Психология малых групп

Малая группа — малочисленная по составу, но относительно устойчивая совокупность людей, объединенная общими целями и задачами, в которой общественные отношения выступают в форме личных контактов.

Минимальная численность группы — 2 человека (диада), максимальная — 20—40 человек. Оптимальной считается группа, состоящая примерно из 5—7 человек.

Виды групп:

1) искусственные (создаются специально для решения конкретных задач) и естественные;

2) формальные (поведение в ней регулируется установленными нормативными правилами) и неформальные (основной признак добровольное объединение на основе интересов, симпатии, пользы и иного, не регулируемое нормативными актами);

3) референтные. В такие группы объединяются индивиды, которые признают нормы, принятые в какой-то иной группе, на которую они ориентируются;

4) нормативные (в ней принят ряд норм, регулирующих поведение индивида) и сравнительные (является для индивида эталоном, с помощью которого он оценивает себя и окружающих);

5) конгломераты (неорганизованные временные объединения людей с общими интересами, при отсутствии общих целей и ценностей), кооперация (организованная группа людей, отношения которых носят деловой характер, подчинены достижению конкретной цели), корпорация (группа людей, объединенных, внутренними целями, не выходящими за их рамки, стремящаяся осуществить эти цели любым способом), коллектив (группа, для которой характерны прочность, стабильность, устойчивое взаимодействие, сплоченность, подчинен-ность определенному порядку). Отношения в малой группе определяются следующими параметрами:

1) статусом — положением индивида в группе, которое определяет его права, обязанности и привилегии;

2) престижем — отражением в сознании группы положения конкретного индивида, которое характеризует степень доверия и уважения к нему;

3) ролью — образцом поведения, который ожидается от конкретного индивида, имеющего определенный статус в группе и пользующего определенным престижем. Сплоченность группы определяется как степень единения членов данной общности, которая связана с наличием общих целей, задач, интересов. Развитие сплоченности происходит в процессе совместной деятельности. Сплоченность группы означает, что существование ее в данном составе не просто возможно, но наиболее целесообразно, что все члены разделяют цели групповой деятельности и ценности, связанные с ней.

Взаимоотношения между людьми в составе группы определяют социально-психологический климат группы. Один из показателей социально-психологического климата — конфликтные ситуации в группе.


Ценность младшего школьного возраста.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Младший школьны ...

Режим работы школы
9.00 - 9.40 – 1 урок 9.50 – 10.30 – 2 урок 10.50 – 11.30 – 3 урок 11.50 – 12.30 – 4 урок 12.40 – 13.20 – 5 урок 13.30 – 14.10 – 6 урок 13.50 – 15.20 – прогулка 15.30 – 17.00 самоподготовка 17.00 – 17.15 полдник (динамическая перемена) 17.15 – 17.45 – внеклассное занятие в группе 17.45 – 18.00 – бытовой труд 18.00 – 19.00 – досуг (роспуск ...

Исследование личности и ее профессиональной успешности в психологической науке. Исследование феномена профессиональной успешности в психологии
Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, неполная реализованность своего потенциала персоналом с большим стажем работы в различных сферах со всей остротой ставят вопросы целостного становления личности в профессии, установления форм, в которых оно происходит. Без решения этих задач невозмож ...