Психология малых групп

Малая группа — малочисленная по составу, но относительно устойчивая совокупность людей, объединенная общими целями и задачами, в которой общественные отношения выступают в форме личных контактов.

Минимальная численность группы — 2 человека (диада), максимальная — 20—40 человек. Оптимальной считается группа, состоящая примерно из 5—7 человек.

Виды групп:

1) искусственные (создаются специально для решения конкретных задач) и естественные;

2) формальные (поведение в ней регулируется установленными нормативными правилами) и неформальные (основной признак добровольное объединение на основе интересов, симпатии, пользы и иного, не регулируемое нормативными актами);

3) референтные. В такие группы объединяются индивиды, которые признают нормы, принятые в какой-то иной группе, на которую они ориентируются;

4) нормативные (в ней принят ряд норм, регулирующих поведение индивида) и сравнительные (является для индивида эталоном, с помощью которого он оценивает себя и окружающих);

5) конгломераты (неорганизованные временные объединения людей с общими интересами, при отсутствии общих целей и ценностей), кооперация (организованная группа людей, отношения которых носят деловой характер, подчинены достижению конкретной цели), корпорация (группа людей, объединенных, внутренними целями, не выходящими за их рамки, стремящаяся осуществить эти цели любым способом), коллектив (группа, для которой характерны прочность, стабильность, устойчивое взаимодействие, сплоченность, подчинен-ность определенному порядку). Отношения в малой группе определяются следующими параметрами:

1) статусом — положением индивида в группе, которое определяет его права, обязанности и привилегии;

2) престижем — отражением в сознании группы положения конкретного индивида, которое характеризует степень доверия и уважения к нему;

3) ролью — образцом поведения, который ожидается от конкретного индивида, имеющего определенный статус в группе и пользующего определенным престижем. Сплоченность группы определяется как степень единения членов данной общности, которая связана с наличием общих целей, задач, интересов. Развитие сплоченности происходит в процессе совместной деятельности. Сплоченность группы означает, что существование ее в данном составе не просто возможно, но наиболее целесообразно, что все члены разделяют цели групповой деятельности и ценности, связанные с ней.

Взаимоотношения между людьми в составе группы определяют социально-психологический климат группы. Один из показателей социально-психологического климата — конфликтные ситуации в группе.


Мимика
Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражени ...

Коммуникативные потребности и мотивы
Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения явл ...

Нейрохимия эмоций
Возникновение любой эмоции имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ в их сложном взаимодействии. Модальность, качество эмоций, их интенсивность определяются взаимоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем, а также целым рядом нейропептидов, включая эн ...