Психология малых групп
Малая группа — малочисленная по составу, но относительно устойчивая совокупность людей, объединенная общими целями и задачами, в которой общественные отношения выступают в форме личных контактов.
Минимальная численность группы — 2 человека (диада), максимальная — 20—40 человек. Оптимальной считается группа, состоящая примерно из 5—7 человек.
Виды групп:
1) искусственные (создаются специально для решения конкретных задач) и естественные;
2) формальные (поведение в ней регулируется установленными нормативными правилами) и неформальные (основной признак добровольное объединение на основе интересов, симпатии, пользы и иного, не регулируемое нормативными актами);
3) референтные. В такие группы объединяются индивиды, которые признают нормы, принятые в какой-то иной группе, на которую они ориентируются;
4) нормативные (в ней принят ряд норм, регулирующих поведение индивида) и сравнительные (является для индивида эталоном, с помощью которого он оценивает себя и окружающих);
5) конгломераты (неорганизованные временные объединения людей с общими интересами, при отсутствии общих целей и ценностей), кооперация (организованная группа людей, отношения которых носят деловой характер, подчинены достижению конкретной цели), корпорация (группа людей, объединенных, внутренними целями, не выходящими за их рамки, стремящаяся осуществить эти цели любым способом), коллектив (группа, для которой характерны прочность, стабильность, устойчивое взаимодействие, сплоченность, подчинен-ность определенному порядку). Отношения в малой группе определяются следующими параметрами:
1) статусом — положением индивида в группе, которое определяет его права, обязанности и привилегии;
2) престижем — отражением в сознании группы положения конкретного индивида, которое характеризует степень доверия и уважения к нему;
3) ролью — образцом поведения, который ожидается от конкретного индивида, имеющего определенный статус в группе и пользующего определенным престижем. Сплоченность группы определяется как степень единения членов данной общности, которая связана с наличием общих целей, задач, интересов. Развитие сплоченности происходит в процессе совместной деятельности. Сплоченность группы означает, что существование ее в данном составе не просто возможно, но наиболее целесообразно, что все члены разделяют цели групповой деятельности и ценности, связанные с ней.
Взаимоотношения между людьми в составе группы определяют социально-психологический климат группы. Один из показателей социально-психологического климата — конфликтные ситуации в группе.
Должностная инструкция
1 )Министерство образования Российской Федеации Приказ от 22.1099 №636 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе 2) Письмо Министерства Образования РФ от 27.06.03 г №28 51-513/16 Методические рекомендации 3) Министерство образования РФ Приказ 01.03.04 Москва 945 «О режиме рабочего времени и отдыха работников обр ...
Объект психологической науки
Объектом изучения психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретной исторической личности в частности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания, обучения, прогнозиров ...
Работа педагога-психолога по коррекции памяти у детей с задержкой
психического развития коррекционного 2 класса МОУ СОШ с. Кировское. Итоги констатирующего этапа:
диагностика памяти у детей с задерж
В целях реализации выдвинутой гипотезы была проведена исследовательская работа в коррекционном 2 классе Муниципального образовательного учреждения средне образовательной школы с. Кировское, педагога-психолога Фисуненко Ю.Г. и классного руководителя 2 класса Семеновой Н.В. Период проведения исследовательской работы с 20. 10. 2008 г. по 2. ...