Другая психология » Потребности и мотивации деятельности человека » Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях

Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях

Нервно-психические расстройства объединяемые под названием неврозы, вызываются различными психотравмирующими факторами, в том числе и препятствиями в удовлетворении потребностей влечении, желании человека Клинически выделяют основные формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах Для человека с неврастенией характерны легкая возбуди ость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоции, неустойчивое, часто пониженное настроение. Изменяется и вегетативная сфера вследствие разнообразных нарушении нервной системы. Нарушается сон, в некоторых случаях появляются тревога или страх.

Истерия разнообразна по формам своего проявления. Наиболее часты двигательные расстройства (нарушения координации движении, параличи), и др. расстройства чувствительности, сенсорики (истерическая слепота, глухота) речи и пр.

Часто неудовлетворение потребностей, влечении и желании вызывает у человека сильное психическое напряжение. В этом случае для уменьшении го и снятия излишнего потребностного возбуждения человек использует ряд физических и психологических защитных механизмов саморегуляции

Вытеснение представляет собой процесс изгнания из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, переживании, которые все равно продолжают оказывать влияние на его поведение, проявляясь в форме тревоги, страха и т п.

Проекция - осознанное или бессознательное перенесение субъектом собственных свойств, состоянии на внешние объекты, она осуществляется под влиянием доминирующих потребностей и ценностей индивида.

Защитная проекция по Фрейду - это неосознаваемый механизм, с помощью которого чувства, неприемлемые для человека, приписываются внешнему объекту и пронзают в сознание как измененное восприятие мира

Сиблимация - снятие напряжения в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества, например переключение энергии полового влечения на процесс творчества и другие действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной общественной моралью

Эти механизмы могут использоваться и при возникновении мотивационного напряжения, связанного с неудовлетворением потребностей и влечении

Речемыслительный канал разрядки задействован в таких способах, как фантазирование, проигрывание в уме желаемой ситуации с мнимым достижением цели, приносящим человеку удовлетворение и переживание положительных эмоций

Сюда можно отнести и сознательное изменение значимости недостигнутой цели, объект начинает убеждать себя в том, что не так уж мне этого хотелось, есть вещи и поважнее, «не так уж это было мне нужно» и т п Кроме того, может использоваться дискуссия «про себя» с сопровождающими эмоциональными переживаниями, как компенсация того чего не удалось достигнуть в реальном споре с оппонентом

Наконец как неадекватный и малоэффективный способ разрядки через мыслительный канал может использоваться ругань

Однако такое «выпускание пара» не может продолжаться долго и не решает главную проблему - удовлетворение потребности и реализацию намерения (мотива).

Следствием этого является невроз.


Успокоение «УМА»
Если рассматривать УМ как осознанный иллюзорно приобретённый опыт + интеллект, которому всегда мешают эмоции или внешние и внутренние раздражители, то с бессознательным умом (восточное состояние «НЕ УМА»)*, всё гораздо проще. Вот как нам это состояние «не ума» преподносит восточная философия: водная гладь – суть поверхность массы воды. В ...

Пояснительная записка
Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста. Задачи коррекционной программы: 1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания. 2. Формировать концентрацию внимания. 3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. И ...

Мотивация познавательной деятельности
Познавательные потребности рассматриваются как необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира, как интегративное свойство формирующейся личности младшего школьника, являющегося субъектом учебной деятельности. Специфика познавательных потребностей проявляется в понимании младшими школьниками необходимости: п ...