Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях
Нервно-психические расстройства объединяемые под названием неврозы, вызываются различными психотравмирующими факторами, в том числе и препятствиями в удовлетворении потребностей влечении, желании человека Клинически выделяют основные формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.
Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах Для человека с неврастенией характерны легкая возбуди ость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоции, неустойчивое, часто пониженное настроение. Изменяется и вегетативная сфера вследствие разнообразных нарушении нервной системы. Нарушается сон, в некоторых случаях появляются тревога или страх.
Истерия разнообразна по формам своего проявления. Наиболее часты двигательные расстройства (нарушения координации движении, параличи), и др. расстройства чувствительности, сенсорики (истерическая слепота, глухота) речи и пр.
Часто неудовлетворение потребностей, влечении и желании вызывает у человека сильное психическое напряжение. В этом случае для уменьшении го и снятия излишнего потребностного возбуждения человек использует ряд физических и психологических защитных механизмов саморегуляции
Вытеснение представляет собой процесс изгнания из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, переживании, которые все равно продолжают оказывать влияние на его поведение, проявляясь в форме тревоги, страха и т п.
Проекция - осознанное или бессознательное перенесение субъектом собственных свойств, состоянии на внешние объекты, она осуществляется под влиянием доминирующих потребностей и ценностей индивида.
Защитная проекция по Фрейду - это неосознаваемый механизм, с помощью которого чувства, неприемлемые для человека, приписываются внешнему объекту и пронзают в сознание как измененное восприятие мира
Сиблимация - снятие напряжения в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества, например переключение энергии полового влечения на процесс творчества и другие действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной общественной моралью
Эти механизмы могут использоваться и при возникновении мотивационного напряжения, связанного с неудовлетворением потребностей и влечении
Речемыслительный канал разрядки задействован в таких способах, как фантазирование, проигрывание в уме желаемой ситуации с мнимым достижением цели, приносящим человеку удовлетворение и переживание положительных эмоций
Сюда можно отнести и сознательное изменение значимости недостигнутой цели, объект начинает убеждать себя в том, что не так уж мне этого хотелось, есть вещи и поважнее, «не так уж это было мне нужно» и т п Кроме того, может использоваться дискуссия «про себя» с сопровождающими эмоциональными переживаниями, как компенсация того чего не удалось достигнуть в реальном споре с оппонентом
Наконец как неадекватный и малоэффективный способ разрядки через мыслительный канал может использоваться ругань
Однако такое «выпускание пара» не может продолжаться долго и не решает главную проблему - удовлетворение потребности и реализацию намерения (мотива).
Следствием этого является невроз.
Механизм
вытеснения
Среди западных психологов в первой четверти ХХ века получила распространение точка зрения, что лучше сохраняются в памяти положительные эмоции . З.
Фрейд обосновывает это вытеснением из памяти всего, что вызывает тягостные ощущения. Понятие “вытеснение” было первоначально использовано Фрейдом в 1894 году в качестве синонима общей концеп ...
Классическая высшая ступень AT
Иоган Шульц считал вторую ступень AT наиболее важной для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона. Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга. Освоивший высшую ступень AT. Овладевает возможностью вызывать и удерживать перец с ...
Эмпирическое исследование аддиктивного поведения у молодежи. Организация
и ход исследования
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по профилактике аддиктивного поведения, программы по работе с данной проблемой, мы переходим к выявлению данного поведения у молодежи. Целью нашего эмпирического исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи (а именно к алкогольной и наркотической зависим ...
