Другая психология » Потребности и мотивации деятельности человека » Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях

Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях

Нервно-психические расстройства объединяемые под названием неврозы, вызываются различными психотравмирующими факторами, в том числе и препятствиями в удовлетворении потребностей влечении, желании человека Клинически выделяют основные формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах Для человека с неврастенией характерны легкая возбуди ость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоции, неустойчивое, часто пониженное настроение. Изменяется и вегетативная сфера вследствие разнообразных нарушении нервной системы. Нарушается сон, в некоторых случаях появляются тревога или страх.

Истерия разнообразна по формам своего проявления. Наиболее часты двигательные расстройства (нарушения координации движении, параличи), и др. расстройства чувствительности, сенсорики (истерическая слепота, глухота) речи и пр.

Часто неудовлетворение потребностей, влечении и желании вызывает у человека сильное психическое напряжение. В этом случае для уменьшении го и снятия излишнего потребностного возбуждения человек использует ряд физических и психологических защитных механизмов саморегуляции

Вытеснение представляет собой процесс изгнания из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, переживании, которые все равно продолжают оказывать влияние на его поведение, проявляясь в форме тревоги, страха и т п.

Проекция - осознанное или бессознательное перенесение субъектом собственных свойств, состоянии на внешние объекты, она осуществляется под влиянием доминирующих потребностей и ценностей индивида.

Защитная проекция по Фрейду - это неосознаваемый механизм, с помощью которого чувства, неприемлемые для человека, приписываются внешнему объекту и пронзают в сознание как измененное восприятие мира

Сиблимация - снятие напряжения в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества, например переключение энергии полового влечения на процесс творчества и другие действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной общественной моралью

Эти механизмы могут использоваться и при возникновении мотивационного напряжения, связанного с неудовлетворением потребностей и влечении

Речемыслительный канал разрядки задействован в таких способах, как фантазирование, проигрывание в уме желаемой ситуации с мнимым достижением цели, приносящим человеку удовлетворение и переживание положительных эмоций

Сюда можно отнести и сознательное изменение значимости недостигнутой цели, объект начинает убеждать себя в том, что не так уж мне этого хотелось, есть вещи и поважнее, «не так уж это было мне нужно» и т п Кроме того, может использоваться дискуссия «про себя» с сопровождающими эмоциональными переживаниями, как компенсация того чего не удалось достигнуть в реальном споре с оппонентом

Наконец как неадекватный и малоэффективный способ разрядки через мыслительный канал может использоваться ругань

Однако такое «выпускание пара» не может продолжаться долго и не решает главную проблему - удовлетворение потребности и реализацию намерения (мотива).

Следствием этого является невроз.


Такесика
Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многим ...

Оперантное обусловливание
С развитием Б.Ф. Скиннером теории оперантного обусловливания появилась еще одна (оперантная) модель обусловливания страхов. В соответствии с этой моделью страхи (преимущественно их поведенческий компонент) могут возникать, поддерживаться и укрепляться под воздействием подкрепления, случающегося после боязливого поведения. Здесь различает ...

Занятие №9 «В гостях у кошки»
Цель: развитие распределения, концентрации и объёма внимания, наблюдательности. Задачи: 1. Развивать распределение, объём и концентрацию внимания, наблюдательность. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 5. Воспитывать уважение к окружающему мир ...