Теории агрессии
Страница 1

Анализ психологической литературы свидетельствует, что основными теоретическими концепциями проявления агрессивности являются теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального научения и мотивационная, в которых нашли свое отражение взгляды представителей разного направления: этологического, психоаналитического, бихевиористского, необихевиористского и гуманистического.

Представители первых двух направлений понимают агрессию как инстинкт. Основатели этологического (К. Лоренц) и психоаналитического (З. Фрейд) подходов следуют так называемой гидравлической модели агрессивности, согласно которой агрессия имеет внутренний источник, а для того чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась.

З. Фрейд связывает агрессивность с влечением смерти. Агрессивность, по его мнению, представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида.

Проблемы детской агрессивности наиболее последовательно развивала Анна Фрейд. Она считала, что уже в раннем возрасте у ребенка наряду с самосексуальными существуют и самоагрессивные действия. А. Фрейд выделяет стадии развития агрессивности, которые проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (фаллическая стадия); диссоциальные начала (в предпубертатности и пубертатности). Она отмечает, что нормальное поведение, как ребенка, так и взрослого, обусловлено тем, что энергия танатоса (влечение к смерти) сдерживается энергией эроса (либидо). Нормальное проявление агрессивности у ребенка связано с объектом любви (грудь матери для младенца, например). Патологическая агрессивность обусловлена аномальными условиями развития ребенка (потеря родителей, жизнь в интернате т.д.).

Эти случаи объясняются А. Фрейд отсутствием или частой сменой объектов любви. Она отмечает, что там, «где любовные стремления ребенка не находят в анальносадистической фазе подходящего объекта, или где объект ненадежен, там появляются нарушения в процессе смещения либидо и агрессивности или даже в их слиянии, что ведет к агрессивно-деструктивным последствиям, которые остаются неподдающимися никакому воспитательному воздействию» [2].

В работе «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни видит основы тревожности не в сексуальных влечениях как таковых, а во враждебных импульсах, связанных с ними. Причина агрессивности, по ее мнению, содержится в современном ей обществе, которое вызывает конкуренцию между людьми, а следовательно, и враждебность. Автор рассматривает такие условия воспитания, как унижение достоинства и несправедливость наказания, что в свою очередь порождает агрессию как защитную реакцию ребенка. Отмечается, что родители опираются на авторитаризм в воспитании своих детей, вследствие чего агрессия ребенка подавляется страхом перед родителями и проявляется косвенно – в жестоком обращении с животными, в стремлении причинить боль слабому существу и т.д. [14].

К. Лоренц соединил в своей теории два элемента. Первый состоит в том, что человеческая агрессивность является врожденной и, как у животных, способствует выживанию вида и особи. Согласно К. Лоренцу, Homo sapiens, как один из многих видов животного мира, обладает инстинктом агрессии. В качестве примера он указывает на подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. Второй элемент (тезис о гидравлическом характере накопившейся энергии) помогает К. Лоренцу объяснить жестокость и разрушительные тенденции человека. Он так же, как и сторонники психоанализа предлагает направлять агрессивность детей к вещам, заменяющим их причину. Спорт, по его мнению, имеет агрессивное начало и поэтому дает возможность истощения и отвода спонтанно проистекающей агрессивной энергии [13].

Страницы: 1 2 3 4