Общенаучный уровень методологии полового воспитанияСтраница 1
Общенаучный уровень методологии предполагает ориентацию в теоретических основах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов. Поскольку этот уровень методологии чрезвычайно важен в последующем определении принципиальных основ к проблеме полового воспитания дошкольников, остановимся на нем более подробно.
Суть системно-структурного подхода к половому воспитанию может быть раскрыта с точки зрения трех основных позиций.
Во-первых, половое воспитание мы рассматриваем как компонент целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в единстве своем обеспечивающего эффективность полового воспитания. Процесс полоролевой социализации не может быть ограничен решением задач полового воспитания в узком смысле слова, а понимается нами как процесс передачи и усвоения всего общественно-исторического опыта, неизбежно отражающийся и на наличие знаний, умений и навыков поведения, и на понимание исторических аспектов возникновения и закрепления той или иной нормы, и, неизбежно, на процессы, обеспечивающие самоактуализацию, самовыражение, самосознание, самореализацию.
Во-вторых, половое воспитание рассматривается нами как целостная педагогическая система, основные компоненты которой в их взаимосвязи и единстве будут рассмотрены несколько позже.
В-третьих, личность, включающаяся в процесс полоролевой социализации, рассматривается нами как системное образование, структурные компоненты которого представлены в ракурсе интегрального исследования индивидуальности.
Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается во взаимосвязи всех сторон воспитания детей.
Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков поведения.
Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление детей о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин. Связь полового воспитания с физическим аналогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек и мальчиков, а также выбор упражнений, развивающих разные физические качества и формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка, динамика движений).
Половое воспитание связано с эстетическим, например, в организации досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами поведения, понятиями о красоте.
В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь полового воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при усвоении детьми правил родного языка и иностранного языка. Связь полового воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей на предстоящую социальную функцию.
Рассмотрим половое воспитание с точки зрения деятельностного подхода. "Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации состоит в том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения".
Центральная нервная система
В соответствии со сложной и высокодифференцированной организацией двигательного аппарата находится и сложное строение центральной нервной системы насекомых, которую, однако, мы можем здесь охарактеризовать лишь в самых общих чертах. Как и у кольчатых червей, основу всей нервной системы составляют у насекомых метамерно расположенные гангл ...
Теоретический анализ проблемы профориентации учащихся и их
профессионального выбора. Профориентация учащихся на
современном этапе
Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное (а в более широком смысле – и трудовое) самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненых, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем. Помочь школьникам в правильном професс ...
Био- и социогенетические концепции развития психики
Научное изучение возникновения и развития психики — это путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения. Согласно биогенетической концепции психика в своей зачаточной форме (т.е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулир ...