Другая психология » Половое воспитание мальчиков и девочек » Общенаучный уровень методологии полового воспитания

Общенаучный уровень методологии полового воспитания
Страница 1

Общенаучный уровень методологии предполагает ориентацию в теоретических основах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов. Поскольку этот уровень методологии чрезвычайно важен в последующем определении принципиальных основ к проблеме полового воспитания дошкольников, остановимся на нем более подробно.

Суть системно-структурного подхода к половому воспитанию может быть раскрыта с точки зрения трех основных позиций.

Во-первых, половое воспитание мы рассматриваем как компонент целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в единстве своем обеспечивающего эффективность полового воспитания. Процесс полоролевой социализации не может быть ограничен решением задач полового воспитания в узком смысле слова, а понимается нами как процесс передачи и усвоения всего общественно-исторического опыта, неизбежно отражающийся и на наличие знаний, умений и навыков поведения, и на понимание исторических аспектов возникновения и закрепления той или иной нормы, и, неизбежно, на процессы, обеспечивающие самоактуализацию, самовыражение, самосознание, самореализацию.

Во-вторых, половое воспитание рассматривается нами как целостная педагогическая система, основные компоненты которой в их взаимосвязи и единстве будут рассмотрены несколько позже.

В-третьих, личность, включающаяся в процесс полоролевой социализации, рассматривается нами как системное образование, структурные компоненты которого представлены в ракурсе интегрального исследования индивидуальности.

Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается во взаимосвязи всех сторон воспитания детей.

Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков поведения.

Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление детей о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин. Связь полового воспитания с физическим аналогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек и мальчиков, а также выбор упражнений, развивающих разные физические качества и формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка, динамика движений).

Половое воспитание связано с эстетическим, например, в организации досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами поведения, понятиями о красоте.

В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь полового воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при усвоении детьми правил родного языка и иностранного языка. Связь полового воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей на предстоящую социальную функцию.

Рассмотрим половое воспитание с точки зрения деятельностного подхода. "Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации состоит в том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения".

Страницы: 1 2


Психологические особенности старших дошкольников
С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дош ...

Влияние рекламы на ценностные ориентации личности
Реклама как общественный феномен распространяет свое влияние не только на экономическую сферу человеческих отношений, но и воздействует на социальное поведение, ценностный выбор и психологический комфорт личности. Одна из наиболее актуальных проблем в изучении рекламы – это степень ее воздействия на поведение и ценностные ориентации подр ...

Сенсорные способности, таксисы
Специфические условия, в которых живут насекомые, далеко идущее приспособление двигательной активности при обилии и разнообразии качественно весьма различных агентов среды, управляющих их поведением, – все это обусловило появление у данных животных многих, и притом своеобразно устроенных, органов чувств. Большую роль в жизни насекомых иг ...